Что вам больше мешает — коррупция или борьба с ней?
Демонстративный обыск у бывшего главы ФТС Андрея Бельянинова, череда арестов высокопоставленных чиновников не оставляют сомнений: в стране набирает ход кампания по борьбе с коррупцией.
Артем Тарасов, председатель совета директоров Института инноваций, первый легальный советский миллионер:
— Ни то ни другое — мешает казнокрадство. Коррупцию можно победить легко, если поставить зарплату чиновников в прямую зависимость от результатов труда. Принес доход в бюджет — получи процент себе. И необходимость получения взятки с ростом благосостояния отпадет сама собой. Вот казнокрадство — это реальная проблема. На всех уровнях — от федерального бюджета до маленького поселкового — деньги "пилятся" и уходят из гособорота в личные карманы. Уже как-то привычно слышать о миллиардном воровстве где-нибудь на строительстве космодрома или обустройстве острова Русский, при проведении госзакупок. Кстати, решить эту проблему можно — создав специальную независимую службу с особыми полномочиями, которая могла бы немедленно арестовывать без разрешения прокурора любого, кто украл значительную сумму. А из возвращенных денег часть она бы получала на свое содержание. Подобная структура есть в Англии.
Тигран Телунц, председатель совета директоров консервного холдинга "Дядя Ваня":
— Не только мне, бизнесу по всей стране больше всего мешает коррупция. А борьба с ней не особо видится, она какая-то случайная, телевизионная, нарочито показательная. И она не мешает, скорее вызывает раздражение, потому что реальных результатов вокруг себя я не вижу. Почему так происходит, мне непонятно.
Владислав Тетюхин, основатель Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра, член совета директоров корпорации "ВСМПО-Ависма":
— Нам мешают непрерывные проверки. Сейчас что-то невероятное происходит: проверки одна за другой или по две одновременно. Проверяют прокуратура, санэпидстанция, Следственный комитет, куча остальных. Такое впечатление, что собрались голодные, увидели кусок мяса и, как шакалы, пытаются его схватить. У меня железное кредо — никогда взяток никому не давать, поэтому я не знаю, чего они от меня хотят.
Аркадий Новиков, ресторатор:
— Как может мешать борьба с коррупцией? Коррупции не должно существовать. А раз ее не должно быть, то с ней надо бороться, бороться с коррупционерами, а не будоражить людей. Последнее время мне не очень нравятся все эти новости, грустновато как-то. Читал о ФТС, конечно, мы не все знаем — был обыск, при этом нам показывают картины. Кто-то пишет, что картины безумно дорогие, другие пишут, что дешевые. Вот это копание в белье, эта грязь мне неприятна. Если он виноват, значит, надо довести дело до конца. Если не виноват, то зачем выносить весь этот сор из избы? А бороться с коррупцией надо.
Максим Недякин, совладелец сети магазинов SPAR:
— Проблема не в коррупции и не в борьбе с ней. Бизнес страдает от того, что рождает коррупцию. Проблема в предпосылках, с чего коррупция начинается. Мешает, когда на приемке товара санитарный врач может, оттого, что ему не понравился стертый край печати, развернуть машину, которая везла мясо за 400 км. Мы изначально сильно зарегулированы, особенно в торговле. Если отправить нашего проверяющего в Европу, он захлебнется слюной, потому что по нашим нормам он может все там позакрывать. У нас безумное количество ограничивающих и мешающих бизнесу форм. Отсюда и начинается коррупция.
Александр Евдокимов, директор компании Jet Transfer:
— Косвенно коррупция нам мешает больше, чем борьба с ней. На нас больше влияет сама экономическая ситуация в стране, на которую в свою очередь влияет коррупция. А борьба с ней абсолютно не мешает, так как наших дел пока не касается. Вот если борьба с коррупцией будет налажена, поставлена правильно, без абсурда, это положительно повлияет на наши дела — на развитие малой авиации, на полетный бизнес. Главное, чтобы в борьбе не было никакого перебора, чтобы не были задействованы другие интересы, чтобы это была реальная борьба, а не передел.
Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России:
— Больше мешает коррупция. Не было бы ее, не было бы и борьбы с ней. Когда борются с коррупцией, это хорошо, но когда под видом борьбы с ней происходят другие некрасивые дела, то бизнесу это не нравится. Бизнес начинает страдать, потому что в этот момент его пытаются поджать с разных сторон. Особенно те, у кого есть власть. А у борцов с коррупцией власти достаточно. Было бы неплохо, если все усилия направлялись бы на борьбу с коррупцией, а не на то, чтобы и бизнес немного прижать. Я полностью согласен с высказыванием немецких бизнесменов о России: у нас предпринимателям не хватает уверенности в будущем бизнеса, в том, что созданный бизнес достанется внуку и не потеряется по дороге. У нас нет такой уверенности, и даже когда на ваш бизнес никто не нападает, все равно неспокойно.