Эволюция олимпийской коррупции
Чистота античных игр — это миф
Многочисленные допинговые и коррупционные скандалы, связанные с большим спортом, заставляют вспоминать об Олимпийских играх в Древней Греции. Античные Олимпиады принято считать эталоном чистоты в спорте. Однако это представление не вполне соответствует действительности.
Несвященные игры
Главное предназначение и смысл Олимпийских игр в Древней Греции заключались в прославлении богов и показе атлетической удали. Однако чистота спорта в Древней Элладе, о которой сейчас так любят говорить в связи с сотрясающими современный спорт скандалами, является еще одним древнегреческим мифом.
Подкупы на главных спортивных состязаниях Древнего мира были в порядке вещей и случались, наверное, не реже, чем сейчас. Коррупция на античных Олимпиадах была так распространена, что греческий географ и писатель Павсаний, живший во II веке, называл их несвященными играми. Карл-Вильгельм Вебер, автор капитального труда "Несвященные игры: Древняя Олимпия между легендой и реальностью", считал, что кучка древнегреческих спортивных профессионалов купалась в "проплаченных победах" и политических интригах. Пойманных за руку атлетов-коррупционеров нещадно штрафовали и пороли, но честнее от этого Олимпийские игры не становились.
Современные критики, конечно, не напрасно обвиняют Олимпиады XX и XXI веков в излишней коммерциализации и коррупции, но они ошибаются, когда говорят, что современные коррупционеры в спорте пачкают идеалы древних греков, которые целое тысячелетие, с 776 года до н. э. по 393 год н. э., состязались на античных Олимпийских играх. Увы, представление о том, что в Олимпию съезжались со всех уголков Греции атлеты-любители, чтобы честно бороться за оливковые венки во имя мира и спортивного духа, является красивой легендой.
"Древние греки, конечно же, не были такими идеалистами, какими мы их себе представляем,— считает профессор истории Университета Пенсильвании Дэвид Гилман Романо.— У них были такие же проблемы, что и у нас сегодня".
Одной из этих проблем была коррупция — в том числе на Олимпийских играх.
Праздник спорта
Древняя Греция состояла из десятков городов-государств, постоянно враждовавших и воевавших друг с другом. Объединить эллинов не могли даже общие религия, история и язык. Появление Олимпийских игр можно рассматривать в том числе как попытку хоть чем-то сплотить воинственных греков. Мероприятие проводилось раз в четыре года на юго-западе Греции, в Олимпии.
Эллины, которые уважительно относились к спорту, проводили немало и других игр. Они съезжались болеть за лучших атлетов и в Дельфы, и в Коринф, и в Немею, но главными все же были состязания на Пелопоннесе, в Олимпии. Неудивительно, что Александр Македонский, который формально не был греком, считал столицей Греции не Афины или Спарту, а именно Олимпию, где в 776 году до н. э. состоялись первые всегреческие состязания атлетов — Олимпийские игры. Впрочем, не исключено, что Олимпиады проводились и как минимум за сто лет до того.
Основные олимпийские виды соревнований в целом сохранились до наших дней. Это состязания бегунов, метание диска и копья, стрельба из лука, борьба, кулачный бой.
Первоначально в Олимпиадах имели право участвовать только элейцы — жители области Элида, на территории которой находится Олимпия, но уже через сто лет на них начали собираться атлеты и зрители со всей Греции, а затем и из других стран. Уже в V веке до н. э. в списках олимпиоников (победителей Олимпиад) появляются представители и других частей греческого мира от черноморского Синопа до средиземноморской Массалии (ныне Марсель). Праздник спорта, посвященный Зевсу, быстро превратился в крупное международное мероприятие. На пять олимпийских дней во всей Греции официально объявлялось перемирие, а его нарушители выплачивали крупные штрафы. Причем наказывались не только простолюдины, но и сильные мира сего. Однажды оштрафовали самого Филиппа Македонского. Отец Александра Великого, очень, кстати, гордившийся тем, что добился для македонян права участвовать в Олимпиадах, безропотно выплатил штраф за своих подчиненных, которые отняли деньги у какого-то афинянина, отправившегося в Олимпию на Игры.
Античные Олимпиады были не только спортивными, но и коммерческими мероприятиями. На время проведения Олимпиад равнина в Олимпии превращалась в море разноцветных шатров и лавок. Там можно было купить все, что было в Греции, а в Греции уже тогда, как известно, было все.
Продовольствием и водой во время соревнований зрителей обеспечивали специальные торговцы, получавшие разрешение от организаторов. Устроители Игр строго следили за порядком в торговле. Они нещадно штрафовали и лишали лицензий тех, кто завышал цены или продавал товар низкого качества.
Этот праздник атлетической удали был исключительно мужским. Для женщин проводились особые женские состязания в честь богини Геры, но по популярности они, конечно, не шли ни в какое сравнение с Олимпиадами.
Условностей на Олимпийских играх хватало. К примеру, состязаться на них могли только свободнорожденные граждане. Все атлеты выступали обнаженными и лишь изредка надевали пояса. Состязались они на вполне приличном даже по нынешним меркам стадионе, вмещавшем 45 тыс. зрителей. Поклонникам спорта тоже приходилось нелегко. Головные уборы были запрещены, поэтому зрители были вынуждены целый день терпеть солнцепек, да и от дождя было не укрыться.
Главной олимпийской дисциплиной считался пентатлон. Так же, как и сейчас, атлеты соревновались в пяти видах. Для победы необходимо было одержать верх в трех из них. Первым видом были прыжки в длину с места с грузом в руках. Далее следовали метание диска и дротика или копья. Затем наступала очередь гвоздя программы — бега на один стадий (178 м). Завершал пентатлон еще один очень популярный в древности вид спорта — борьба.
Кулачным боем эллины тоже увлекались испокон веков, но в античном варианте он сильно отличался от современного бокса. Удары, например, разрешалось наносить только в голову. Правила разрешали бить и лежачего соперника. Не было разделения по весовым категориям, не было и раундов. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не потеряет сознание или не попросит пощады.
Возможно, из-за того, что правила в кулачном бою и борьбе постоянно нарушались, они объединились в отдельную дисциплину — панкратион. В этом виде единоборств разрешалось почти все, за исключением разве что укусов и выдавливания глаз. Поединки нередко заканчивались переломами и другими увечьями, дело доходило и до смертельного исхода.
Особой популярностью на Олимпийских играх пользовались заезды на колесницах. Недалеко от главного стадиона Олимпии для них был построен ипподром. Так же, как и сейчас, награды доставались не наездникам, а владельцам лошадей. Наиболее резвым скакунам иногда даже воздвигали памятники.
Кульминацией Олимпийских игр были заезды колесниц с двойными и четверными упряжками, сопровождавшиеся множеством несчастных случаев. На опасность состязаний колесниц указывает тот факт, что в одном из заездов из сорока стартовавших упряжек к финишу пришла лишь одна!
Профессиональные любители
Еще один миф об Олимпийских играх — то, что в них участвовали исключительно любители, хотя, не исключено, на самых первых Играх это действительно было так. Миф о любительском составе участников родился в конце XIX века, после того как в 1896 году Олимпиады были возрождены усилиями Пьера де Кубертена.
Олимпийские атлеты были настоящими профессионалами и получали солидные стипендии от своих городов или богатых покровителей. У древних греков даже не было слова "любитель". Слово "атлет", с другой стороны, означало человека, который состязается, чтобы получить приз.
Венок из дикой оливы, вручавшийся победителю, считался самой желанной наградой в Элладе. Непритязательность официальной награды с лихвой компенсировалась дополнительными благами. Города, от которых выступали олимпионики и которым они делали имя, выплачивали огромные суммы в виде стипендий и наградных за победу. Победители Олимпиад пользовались огромным уважением и любовью земляков, их освобождали от налогов, до конца жизни бесплатно кормили в общественных столовых. Им оплачивали тренировки, ставили статуи, выделялись лучшие места в амфитеатрах. В их честь слагались хвалебные оды, а иных олимпиоников даже назначали полководцами.
Многие успешные атлеты ничем, кроме спорта, не занимались, но при этом ни в чем не нуждались. Например, известный кулачный боец и борец Фаген из Тасоса более двух десятилетий безбедно жил благодаря своим профессиональным достижениям.
Впрочем, нельзя говорить, что жизнь олимпиоников была безоблачной. Популярность, которой они пользовались на родине, таила в себе некоторую опасность. Известны случаи, когда она стоила им жизни. Например, знаменитый колесничий Симона, живший в Афинах в VI веке до н. э., был, видимо, убит по приказу правителей-архонтов, убоявшихся конкуренции.
Наивысшего расцвета Олимпиады достигли в классический период истории Древней Греции — в VI-V веках до н. э. С приходом римлян они начали терять свое значение, а после появления христианства были (при императоре Феодосии) и вовсе запрещены как пережиток язычества. Последняя Олимпиада древности, 293-я по счету, состоялась в 394 году, следующая была проведена спустя полторы тысячи лет.
Античные антигерои
Неудивительно, что нынешние поклонники спорта считают античные Олимпийские игры эталоном чистого и справедливого спорта. Точно так же думали и многие современники древних Игр. Например, писатель Флавий Филострат (170-247) жаловался на коррупцию и добавлял, что она в Греции везде, кроме Олимпиад.
Конечно, Филострат был неправ. Возможно, он так думал, потому что сам не посещал Олимпию. Иначе бы он знал, что у входа на стадион в Олимпии стояли 16 статуй Зевса. Это были "штрафные" статуи, прямые напоминания о коррупции на Олимпийских играх. Они были отлиты из бронзы на штрафы провинившихся атлетов и судей, которые нарушили данную Зевсу клятву состязаться честно и судить беспристрастно.
У древних римлян существовал термин damnatio memoriae, который означал уничтожение памяти презираемых людей в качестве наказания. Он был позаимствован у древних египтян, которые разными способами стирали память о провинившихся или неугодных. Греки делали противоположное — увековечивали имена нарушителей в назидание потомкам.
"По пути на стадион, слева у подножия Кроноса, находится каменная терраса,— рассказывает в своем труде "Описание Эллады" Павсаний.— На нее ведут ступени. На террасе стоят бронзовые статуи Зевса. Они отлиты на штрафы атлетов, которые нарушили правила Олимпийских игр. Местные жители называют их Зейнами (Зевсами)...".
"Штрафные" статуи служили напоминанием и предостережением потенциальным нарушителям. Атлеты клялись у ног статуи Зевса, одного из семи чудес Древнего мира, состязаться честно. Они приносили в жертву быка и вепря и жарили мясо на священном огне, но не всегда могли устоять перед искушением смошенничать. Им разрешалось советоваться с предсказателями, пользоваться амулетами и мазями — античным вариантом стероидов; и даже насылать проклятия на соперников. Но подкуп соперников и судей был запрещен.
Каждая "штрафная" статуя сопровождалась описанием, при каких обстоятельствах она отлита. На изваяниях также были нанесены сентенции и советы атлетам не повторять ошибок нарушителей.
Первые "штрафные" статуи Зевса были установлены после 98-х Олимпийских игр в 388 году до н. э., в том числе на средства кулачного бойца Евполида из Фессалии. Чтобы стать победителем, Евполид подкупил трех противников — Агетора, Пританиса и олимпионика Формио, чтобы те дрались вполсилы.
В хронологическом порядке статуя от Евполида была первой, но, конечно, взяточники и штрафы на Олимпиадах были и до него. Просто с того момента на штрафные деньги начали устанавливать статуи Зевса.
К слову, в Олимпии наказывали не только человека, дававшего взятку, но и того, кому он ее давал. Помимо крупного штрафа всех участников операции в воспитательных целях еще и публично пороли на стадионе на глазах у тысяч зрителей. В отличие от современных Олимпиад судьи в Древней Греции ограничивались физическим и финансовым наказанием, венок у провинившихся олимпиоников не забирали. Наверняка это усиливало соблазн попытаться победить нечестным путем.
Еще одна статуя Зевса была отлита на деньги Клеона из Сициона. Про оставшиеся "штрафные" изваяния Павсаний, от которого о них и известно, ничего не пишет. Он, правда, сообщает о надписях на статуях. Надпись на одной из них гласила, что победа на Играх достигается не при помощи денег, а благодаря быстрым ногам и силе мышц. От другой статуи мы узнаем, что она была отлита в честь верховного бога набожными судьями, наказавшими нарушителей. Еще одна надпись содержала общую похвалу в адрес справедливых судей и имена провинившихся бойцов. Следующая статуя еще раз призывала атлетов, которые могут не устоять перед соблазном получить оливковый венок нечестным путем, вовремя остановиться.
Пара статуй была установлена после 178-х Олимпийских игр в 68 году до н. э. Эвдел тогда заплатил борцу с Родоса Филострату за то, чтобы тот уступил ему в схватке на предварительном этапе. Обман раскрылся. Оба атлета были оштрафованы и, скорее всего, публично выпороты. Еще две статуи Зевсу поставили в Олимпии через полвека, в 12 году до н. э. Их оплатили отцы борцов из Элиса и Смирны, нарушивших правила Игр. Последние по хронологии статуи Зевса были отлиты и установлены в 125 году на деньги Дидаса и Сарапаммона, борцов из Египта, которые, как указывается, нарушили данную Зевсу клятву соревноваться честно.
Коррупция на Олимпийских играх нередко имела еще и политическую подоплеку. Например, когда стало известно, что пятиборец Калипп из Афин на Олимпиаде в 332 году до н. э. подкупил нескольких соперников, его вместе с остальными нарушителями оштрафовали. Денег на штраф у него не нашлось, и Афины послали в Олимпию искусного оратора, который должен был убедить организаторов Игр снять с Калиппа наказание. Однако те были непреклонны. Афины отказались платить штраф за своего гражданина и были включены в черный список: следующие Игры прошли без афинских атлетов.
Афиняне решили пойти на принцип и не платить штраф и дальше, но в дело вмешалась высокая политика. Главный жрец в Дельфах поддержал Олимпию и закрыл афинянам доступ к Дельфийскому оракулу. Это наказание оказалось намного серьезнее запрета участвовать в Олимпиадах — Афины сдались и быстро заплатили за своего пятиборца.
Победы на Олимпиадах считались очень престижными не только для атлетов, но и для городов, которые они представляли. На юбилейных 100-х Играх делегация Эфеса подкупила Сотада с Крита, победившего в забеге на длинную дистанцию. Бегун заявил, что представляет Эфес. Родина такой измены не простила. Сотада (к слову, победителя предыдущей Олимпиады) изгнали с острова, а дом атлета сожгли.
Правила честной борьбы нарушали в подавляющем большинстве случаев спортсмены, однако иногда взятки брали и судьи. В 396 году до н. э. громкий скандал разразился после забега на один стадий. Двое из трех судей проголосовали за Эфолема из Элиса, а третий отдал победу Леону из Амбрасии.
Обиженный Леон подал апелляцию в Олимпийский совет, разбиравший споры и жалобы. Судьи из Элиса были оштрафованы. Однако Леону это принесло лишь моральное удовлетворение, пишет Павсаний. Венок остался у Эфолема.
Божественный атлет
Греков, конечно, не нужно было учить коррупции, они сами могли научить ей кого угодно. Однако наиболее пышно коррупция на Олимпийских играх расцвела у римлян.
Самым выдающимся олимпиоником всех времен и народов формально считается император Нерон. О приближении к его невероятному результату не может мечтать даже Майкл Фелпс с его восемью золотыми медалями, завоеванными в 2008 году в Пекине. Император был награжден в 67 году на 212-й Олимпиаде 1808 оливковыми венками. Историк Дион написал, что Нерон приказал прибить их к египетскому обелиску в римском цирке — обелиск превратился в огромное оливковое дерево.
Астрономическое число побед объясняется тем, что Нерон уговорил, а точнее, подкупил организаторов Олимпийских игр, и те включили в список состязаний наряду со спортивными дисциплинами поэтические и музыкальные соревнования — в этих жанрах император действительно поднаторел.
Устроители соревнований не устояли перед взяткой. В свое оправдание они наверняка могли бы сказать, что старались не для себя, а ради общественного блага. В благодарность за включение в Олимпийские игры состязаний певцов, поэтов и музыкантов император предложил освободить Олимпию от податей. Еще Нерон попросил перенести Игры на два года вперед. Эту просьбу он объяснил заботами, связанными с управлением огромной империей. Кстати, за семь лет до этого, в 60 году, Нерон провел в Риме спортивные состязания на греческий манер и назвал их Нерониями.
Император Нерон участвовал в гонках на колесницах, запряженных четверками лошадей. Возница он был плохой: неправильно рассчитал поворот и выпал из гоночного экипажа. Светоний написал в "Жизни двенадцати цезарей", что Нерону помогли забраться обратно в колесницу, чтобы он продолжил заезд, но император так и не сумел добраться до финиша. Впрочем, такой пустяк не помешал ему стать олимпиоником и в заездах колесниц тоже. Эту победу, как и остальные, он попросту купил.
По возвращении в Рим Нерон был провозглашен самым успешным участником Олимпийских игр за всю историю. Увы, купленные победы на греческих ристалищах не помогли ему поднять свою популярность и восстановить авторитет. Вскоре противники Нерона составили заговор и убили императора. Сменивший его на престоле Сервий Гальба потребовал, чтобы Олимпия вернула деньги, которые Нерон раздал судьям и организаторам в обмен на победы. Естественно, было отменено и налоговое освобождение, обещанное Олимпии. Греки очень обиделись и нарушили свой же принцип. Они отомстили римлянам, вычеркнув из списка Олимпиад Игры 67 года и все упоминания о Нероне.