Остров поет
Александр Петросян и Мария Башмакова увидели и услышали на Валааме исполнителей духовной музыки из семи стран
На Валааме прошел II Международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения "Просветитель". На него съехались исполнители духовной музыки из семи стран
Когда-то схиархимандрит Серафим был четырехкратным чемпионом Грузии по восточной борьбе и обладателем черного пояса. Сейчас его жизнь — маленький монастырь в ассирийском селе Канда в 25 километрах от Тбилиси. Правда, послушать схиархимандрита приезжают со всего мира. Он известен тем, что служит литургию на арамейском языке — том самом, древнем, мертвом сейчас языке, на котором говорил Христос.
Земной успех — не удел монахов. Но выступление схиархимандрита Серафима — пение, похожее и на молитву, и на плач одновременно, стало сенсацией на фестивале духовного пения "Просветитель".
Даже епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, признается: его особенно тронуло это выступление.
Сам владыка не чужд музыке — когда-то пел в регентском хоре, иногда поет и сейчас. Учреждение фестиваля духовной музыки на Валааме он объясняет так: "Мы стремимся к тому, чтобы Валаам стал духовно-просветительским центром".
...Еще несколько лет назад на месте певческого поля на Валааме был пустырь. Сегодня фестиваль — гордость местных жителей и предмет особого интереса многочисленных паломников. Многие в этом году приехали специально "послушать, как поют монахи".
Но поют не только монахи. Среди 250 исполнителей, съехавшихся на остров,— вполне светский хор мальчиков Московского хорового училища им. Свешникова, коллективы и исполнители из России, Румынии, Болгарии, Ливана, Греции, Армении, Грузии. По понятным причинам не смогли приехать на фестиваль коллективы из Сирии и Украины.
Художественный руководитель фестиваля — дирижер Филипп Чижевский, создатель и руководитель ансамбля Questa Musica, приглашенный дирижер Большого театра. Он объясняет задачу фестиваля "Просветитель": "Интерес к духовной музыке с каждым годом только возрастает, но, к сожалению, утеряно отношение к ней как к пласту профессиональной музыкальной культуры. Наша задача возродить исполнительство духовной музыки".
Самые древние традиции, конечно, у Армении, которая в 301 году стала первым христианским государством в мире. Молодежный хор "Спегани" (по-русски — "бальзам для души") исполнял духовные песнопения V и XIII веков. А начинался хор с того, что объединил музыкой детей участников карабахской войны, рассказывает худрук и дирижер хора Сарина Автандилян.
— Это мой первый приезд на Валаам. Может быть, наивно так думать, но я убеждена, что чем больше людей вокруг любит музыку, тем меньше риска развязывания новых войн.
Участие Московского хорового училища в фестивале не случайно. Сам Александр Васильевич Свешников был регентом. Именно он хранил традиции русского церковного пения в те трудные годы, когда начались гонения на православную церковь. И передавал эти традиции воспитанникам созданного им в 1944-м году хорового училища.
На вопрос о волнении перед выступлением юный солист хора Свешникова опускает глаза:
— Да что там? Привыкли.
Юноша кокетничает. Волнение проявилось на репетиции, когда мальчишки неуклюже сгрудились на сцене.
— Вы эффектные парни! Но как вы выходите? Ручеек! — командует режиссер-постановщик Анастасия Голуб.
Наконец ручеек обретает стройность и запевает: "Вижу горы и долины..."
В обычной жизни ангелоголосые отроки ничем не отличаются от своих сверстников. Терзаются думами о наболевшем: гаджеты, завтрак, вай-фай. О музыкальном будущем загадывать пока рано, хотя некоторые уже определились, как 14-летний Серафим. Светловолосому мальчику, сыну священника, удивительно подходит его имя.
— Отдать меня в хор решили родители, когда мне было 7 лет. Но я не жалею. Я пел, увлекался дирижированием еще в детском саду. Моя бабушка училась в Консерватории, папа — тоже. Он большой музыкант! Богослужебное пение ответственно, красиво, увлекательно,— не по годам строго рассуждает юноша и признается: — Слушаю современную классику, джаз, когда хочется отдохнуть от... внешнего мира. Иногда хип-хоп. Будущее связываю с музыкой. Вариантов много. Не знаю, как смутирую... Мне очень нравятся песни Александры Пахмутовой.
...В хоре Валаамского монастыря из 16 человек почти половина — солисты с редкими голосами (от басов-профундо до контратеноров). Концерты коллектива проходят с большим успехом. Алексей Жуков руководит хором 11 лет и просит не путать его коллектив и хор братии монастыря — тот, понятно, поет только на монастырских службах. Когда начало возрождаться монастырское пение на Валааме, братья решили: раз мы на Валааме, должны петь по-валаамски. Руководством для них стал сохранившийся экземпляр валаамского "Обихода", изданный в 1902 году, в котором собран весь годовой круг богослужебного пения.
Еще одним открытием фестиваля стала греческая монахиня Мариам Скорда — она поет в старинной греческой манере. В Сети ее записей много, но связаться с Мариам устроителям фестиваля удалось только через три месяца поисков. До последнего момента были сомнения, приедет ли затворница. Пела она с ансамблем Questa Musica.
Но были на фестивале и гости вполне светские. Как, например, Георгий, юрист из Тбилиси. Ему 27 лет, с 15 лет он поет в Патриаршем хоре кафедрального собора Святой Троицы. Рассказывает: когда ему предложили престижную работу, ради которой надо было пожертвовать пением, отказался. Как истинный сын своей родины, естественно, гордится тем, что грузинское национальное многоголосие признано ЮНЕСКО памятником нематериального наследия.
Выступления певческих коллективов чередовались на "Просветителе" с чтением стихов русских классиков в исполнении артистов Вениамина Смехова и Виктории Исаковой. А завершило фестиваль исполнение грандиозного Концерта для смешанного хора Альфреда Шнитке на стихи жившего тысячу лет назад армянского святого, поэта и богослова Григора Нарекаци из "Книги скорбных песнопений".
"Аллилуйя" разносится над островом. На разных языках оно звучит одинаково.