Больше половины россиян не верят в скорый выход из кризиса
Потребительское доверие застыло у минимальных значений
Мониторинг / уровень жизни
Индекс потребительского доверия Nielsen во втором квартале 2016 года вырос до 66 пунктов, но по-прежнему демонстрирует пессимистические настроения россиян. Это следует из нового исследования потребительского доверия, проведенного американской маркетинговой компанией Nielsen. В первом квартале этого года индекс опускался до минимального за 11 лет значения в 63 пункта. Поясним, значение выше ста пунктов позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, ниже этого порога — свидетельствует о преобладании покупателей-пессимистов.
Индекс складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Во втором квартале этого года 16% российских потребителей ожидают "отличных" или "хороших" перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев (слегка больше, чем в первом квартале — 14%). Однако это значение по-прежнему ниже среднего (25%) за 2015 год. 50% опрошенных уверены, что ситуация с занятостью будет "не очень хорошей", 30% — "плохой".
В оценке собственного финансового состояния оптимистичны 30% — они ожидают "отличных" или "хороших" перспектив в ближайшем году. 52% предвосхищают "не очень хорошее" личное материальное положение, 14% считают перспективы "плохими". Согласно данным прошлых исследований Nielsen, в 2015 году число говорящих о благоприятных перспективах личного финансового положения колебалось около 35%. Готовность тратить деньги, по оценкам авторов исследования, по-прежнему остается низкой. О том, что сегодняшняя ситуация "отлично" или "хорошо" подходит для приобретения того, что нужно или хочется купить, заявили только 18%, о том, что она "не очень хороша" — 50%, "плоха" — 29%. В 2015 году в среднем число готовых тратить деньги колебалось у уровня 25%, в 2014-м — вокруг 30%. 76% россиян говорят, что сократили свои траты по сравнению с предыдущим годом. Как и прежде, экономят в первую очередь на одежде (63%), развлечениях вне дома (59%), продуктах (54%).
В целом же 85% российских потребителей (88% в первом квартале 2016-го) считают, что экономика страны находится в рецессии. 52% из них при этом уверены, что в ближайшем году стране выйти из экономического кризиса не удастся.