«Нужно забыть теорию о том, что нефть является обычным товаром»
Средняя стоимость североморской нефти марки Brent в 2016 году составит $43,73 за баррель. Об этом говорится в ежемесячном краткосрочном прогнозе управления по энергетической информации Минэнерго США. Цена на нефть — важнейший экономический показатель, и делать вид, что это не так, было бы неправильно, убежден директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Есть довольно большой набор фраз, которые произносятся совершенно не думая, на автомате. Одна из них: «Я очень хочу, чтобы в России перестали интересоваться ценой на нефть». Всем эта фраза жутко нравится — видимо, она символизирует маниакальное стремление отказаться от сырьевой экономики, которая, как мы слышали раз сто, себя вроде как исчерпала. И никто почему-то не задумывается, что цена на нефть интересует весь мир — и Соединенные Штаты, и Европу, и Японию: все хотят знать, сколько стоит нефть и сколько будет стоить завтра. Потому что вы все равно либо нефть покупаете, либо продаете, и в стоимости большинства товаров есть нефтяная компонента, хотя бы как плата за топливо при перевозке. Так что какие бы вы русские iPhone ни делали, от цены на нефть вам все равно не уйти. C'est la vie.
Поэтому уж простите, но я опять про стоимость нефти. С ней сначала года творятся странные вещи. Нам уже много лет твердят, что нефть — это обычный рыночный товар, и цена на него определяется балансом спроса и предложения, потому что политический фактор из ценообразования ушел. Но начались чудеса. С середины февраля нефть стала расти в цене, хотя должна была падать. Вроде бы Иран наращивал добычу, сланцевая нефть никуда не исчезла, но нам говорили, что рынок ждет соглашения России с саудитами. В итоге встреча в Дохе провалилась, цены же стояли. Тогда стали пробовать уже все подряд в качестве объяснений — и забастовку в Кувейте, и пожары в Канаде. Забастовка быстро кончилась, и с пожарами худо-бедно справились, а цена все не падала, даже Brexit не заставил ее идти вниз.
Дальше еще удивительнее. Добытчики стали подводить итоги первого полугодия. И что вы думаете? Россия показала фантастический результат — добыча нефти с конденсатом в январе-июне этого года у нас выросла на 2,1%, и это только цифры по добыче. По экспорту ситуация еще хлеще — рост почти на 5%. ОПЕК от нас отставать не хочет. Как выяснилось, в июне картель показал максимальный результат с августа 2008 года. Цена же по-прежнему находится на уровне $45-50 за баррель, незначительно колеблясь в разные стороны. В общем, если что и нужно забыть, то это теорию о том, что нефть является обычным товаром — схема не вполне работает. Так что следите лучше не за спросом и предложением, а, скажем, за курсом доллара, который гораздо больше влияет на стоимость нефти, нежели решения ОПЕК.