«Приморские партизаны» ждут от присяжных взвешенности
Подсудимые отрицают причастность к убийству наркодельцов
Члены группировки, получившей известность как «приморские партизаны», в своем последнем слове призвали присяжных заседателей принять взвешенное и справедливое решение по их уголовному делу, повторно рассматриваемому в Приморском краевом суде. Ранее в ходе прений сторон подсудимые заявили о непричастности к убийству четырех жителей поселка Кировский с целью завладения их имуществом и наркотиками. По мнению гособвинителя, вина пяти молодых людей полностью доказана. Ожидается, что присяжные приступят к вынесению вердикта 19 июля.
Сегодня в Приморском крайсуде на повторном процессе «партизан» подсудимые выступили с последним словом. «Убивать людей за несколько мешков наркотиков — это абсурдная версия, которая не нашла подтверждения. Не предоставлено фактов ни завладения, ни реализации наркотиков. Я хочу, чтобы вы приняли взвешенное решение. Наши судьбы в ваших руках. Будьте справедливы»,— сказал Максим Кириллов. «Я этих людей не убивал. У меня была хорошая работа, заработок. Я никогда в жизни не употреблял наркотиков, не курил. Для чего мне идти убивать людей? Ради наркотиков? У прокурора нет ни единого доказательства, факта, свидетеля»,— заявил Алексей Никитин. Вадим Ковтун призвал присяжных «не торопиться с принятием решения, все взвесить». Александр Ковтун и Владимир Илютиков ограничились замечанием, что «все уже сказано».
Ранее в ходе прений сторон и обмена репликами подсудимые и их адвокаты заявили о несостоятельности обвинения, построенного на признательных показаниях, данных в ходе предварительного следствия. В ходе судебного процесса все обвиняемые от них отказались. «Кто-то более терпелив к истязаниям»,— признался Вадим Ковтун. Впрочем, попытки подсудимых донести до присяжных информацию о методах следствия пресекалась судьей Мариной Каракуян. По мнению стороны защиты, гособвинение не представило прямых доказательств вины подсудимых в убийстве четырех жителей поселка Кировский. В автомобиле, на котором, по версии следствия, перевозились к месту захоронения трупы погибших, не были найдены следы крови. В могиле, недоумевают адвокаты, была отдельно обнаружена девятая стопа длиной 24,5 см, «явно не принадлежащая взрослому мужчине». Гособвинитель Андрей Камболин возразил, что никакой девятой ноги не было, просто следователь при составлении протокола допустил ошибку. «Эта стопа — фрагмент трупа Наумова»,— утверждает прокурор. Защитники подсудимых указывали на показания свидетеля Владимира Савченко, который сослался на жену Наумова, рассказавшую ему, что у супруга перед исчезновением был конфликт с сотрудником ДПС Водолазкиным. «Наумов отказался работать на сотрудников милиции. Мальчишки тут ни при чем»,— заявил господин Савченко. Сторона защиты также указывала на то, что, по версии следствия, при нападении использовались четыре единицы огнестрельного оружия. Однако экспертиза показала, что погибшие получили ранения от пуль только одного калибра — 5,6 мм (от винтовки ТОЗ-8).
Гособвинитель Камболин при обмене репликами, в свою очередь напомнил, что трупы погибших жителей поселка Кировский были обнаружены в июле 2010 года после признательных показаний лидера группировки Александра Ковтуна. Именно он указал место захоронения, утверждает прокурор. Затем признательные показания дали остальные фигуранты дела. Весь процесс признания был зафиксирован на видеокамеру, и «если это постановка, то “Оскар” нужно давать не Ди Каприо, а нашим подсудимым», заявил господин Камболин.
На следующем заседании в пятницу стороны обсудят вопросы, которые будут адресоваться присяжным. Ожидается, что сформированный вопросный лист передадут коллегии заседателей 19 июля, после чего присяжные удалятся в совещательную комнату для вынесения вердикта.
По версии следствия, в сентябре 2009 года устойчивая вооруженная группа, лидерами которой были Александр Ковтун и Андрей Сухорада, приняла решение организовать нападение на четырех земляков — жителей поселка Кировский, выращивавших плантации конопли и занимавшихся изготовлением наркотиков. Непосредственно в нападении, которое состоялось 27 сентября, по версии следствия, участвовали Андрей Сухорада, Александр Ковтун, Алексей Никитин и Владимир Илютиков. Максим Кириллов, считает гособвинение, способствовал в доставке к месту событий оружия, а Вадим Ковтун на своем автомобиле подвез других членов группировки. Выследив Виктора Наумова, Алексея Соловьева, Дмитрия Макаренко и Владимира Пономаренко, «партизаны», одетые в защитные маски, напали на них и убили, используя автомат, переделанный из АКС-74, винтовку ТОЗ-8, два ружья и ножи. Добычей налетчиков, утверждается в обвинительном заключении, стали три мешка конопли, 250 г «химки» и автомобиль Toyota Hilux Surf. Четыре трупа убийцы закопали вблизи поселка Кировский.
Напомним, 21 мая прошлого года Верховный суд РФ, рассмотрев апелляционные жалобы стороны защиты, смягчил наказание «приморским партизанам», назначенное решением крайсуда в апреле 2014 года. Обвинительный приговор по эпизоду убийства четырех наркодельцов — жителей поселка Кировский был отменен, и дело направлено на новое рассмотрение в Приморский краевой суд. Поскольку двое фигурантов дела — Алексей Никитин и Вадим Ковтун — обвинялись только по эпизоду с убийством наркодельцов, наказание для них — пожизненный срок и восемь лет два месяца лишения свободы соответственно — аннулировано. Остальным членам группировки сроки наказания сокращены: приговоренные ранее к пожизненному лишению свободы Александр Ковтун и Владимир Илютиков получили 25 лет и 24 года соответственно, Роман Савченко — 24 года (было 25 лет), а Максим Кириллов — 19 лет колонии строгого режима (было 22 года). Повторный судебный процесс проходит уже без участия Романа Савченко: в участии в убийстве четырех жителей поселка Кировский он не обвинялся.
В состав группы, нападавшей в Приморье на сотрудников правоохранительных органов, входили шесть молодых людей. Помимо Романа Савченко, Максима Кириллова, Владимира Илютикова и Александра Ковтуна это Андрей Сухорада и Александр Сладких, застрелившиеся, по данным следствия, во время операции по их задержанию 11 июня 2010 года в Уссурийске. Участники группировки убили двух милиционеров, еще шесть получили ранения.