Учащенное движение
В Екатеринбурге изменят систему общественного транспорта
В следующем году власти Екатеринбурга начнут внедрять новую для России систему общественного транспорта, которая предполагает сокращение маршрутов, увеличение возможностей пересадок и повышение частоты движения. Вчера схему презентовал фонд содействия развитию городов «Город.Pro». Частные перевозчики опасаются, что переход на новую систему для них будет сопровождаться серьезными финансовыми издержками.
Вчера на стенде Екатеринбурга на международной промышленной выставке «Иннопром» специалисты фонда «Город.Pro» представили разработанный совместно с транспортным специалистом из США Джарреттом Уокером проект трансформации системы городского общественного транспорта. Новая схема предполагает сокращение количества маршрутов, увеличение частоты движения за счет освободившихся подвижных составов и создание дополнительных остановок для частых пересадок. Число существующих маршрутов уменьшится почти на половину — с 129 до 58. Количество трамвайных маршрутов сократится с 30 до 9, троллейбусных — с 19 до 10, автобусных — с 80 до 39.
«Если каждый взрослый горожанин обзаведется автомобилем, городское пространство просто не сможет вместить весь личный транспорт. Ориентируясь на европейский опыт, мы предлагаем систему, которая позволит за короткий промежуток времени максимальному количеству людей добираться в разные точки города», — заявил презентовавший проект урбанист Владимир Злоказов. По его словам, время ожидания транспорта при новой системе может сократиться до 2,5–5 минут. В отдельных районах города специалисты предлагают ввести систему смешанных маршрутов. «На Химмаше может остаться всего один троллейбусный маршрут, а если что-то случится, то на маршрут будут выпущены автобусы, которые „подхватят” троллейбусных пассажиров», — предлагают разработчики. Двухлетний план реализации программы не требует создания дополнительной инфраструктуры, трехлетний — подразумевает запуск автобусов там, где их раньше не было, время потребуется на организацию остановочных комплексов. Стоимость разработки не называется.
В администрации Екатеринбурга намерены внедрять систему с июля 2017 года, когда истекут контракты большинства перевозчиков. «Основная масса контрактов с частными перевозчиками заключена в 2012 году. Они истекают в 2017 году. Мы должны или пролонгировать контракты, или провести новый конкурс, но уже по новым транспортным реалиям», — рассказал заместитель главы администрации по вопросам благоустройства транспорта и экологии Евгений Липович. По его словам, реформирование транспортной системы является одним из приоритетных проектов городских властей. «Сегодняшняя маршрутная сеть стоит порядка 7 млрд руб. Годовая выручка составляет примерно 3 млрд руб. Разрыв должен компенсироваться бюджетами разных уровней, но этого не происходит из-за отсутствия финансовой возможности. Содержание новой системы планируем держать на уровне 5 млрд руб.», — подчеркнул чиновник. В городской администрации также прорабатывается вопрос тарифов. Господин Липович не исключил возможности снижения стоимости проездных для стимулирования интереса к общественному транспорту.
Муниципальный парк Екатеринбурга насчитывает порядка 460 автобусов, 458 трамваев, 250 троллейбусов и 62 вагона метро. Помимо этого в зоне ответственности 28 коммерческих перевозчиков находится 58 маршрутов, на которых работают более тысячи автобусов.
Перевозчики отмечают, что большинство представителей отрасли не готовы к изменениям. «Ставка будет делаться на муниципальный транспорт, частные перевозчики получат небольшую часть пирога. Часть перевозчиков в системе останется, но планка будет высокой, может потребоваться модернизация автопарка. Средняя стоимость маршрутного автобуса — 6 млн руб., у перевозчика в парке таких от 14 до 30 штук, а таких денег у перевозчиков нет», — рассказал „Ъ” владелец одной из городских транспортных компаний.
По мнению экспертов, внедрение системы может быть затруднено с психологической точки зрения. «Многие перемены в общественном пространстве воспринимаются достаточно болезненно, люди реагируют негативно. Поэтому транспортные изменения следует начать с пилотных направлений, например, ввести систему только на Уралмаше и посмотреть, как она будет работать», — рассказал „Ъ” эксперт центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Александр Рыжков. По его словам, снижению негативного фона может способствовать проработка тарифов и тщательное заблаговременное информирование населения об изменениях. «Это первое масштабное изменение транспортной системы в стране. Но подход эффективен, соответствует европейским практикам и может поднять падающий пассажиропоток», — добавил эксперт.