Энергомосты в Японию не наводятся
Гиперпроектам помешал дешевый рубль
Проекты "РусГидро" и "Интер РАО" по созданию энергомоста с Сахалина в Японию оказались замороженными. В "РусГидро" признали энергомост "проектом не ближайшего времени": до сих пор не удалось оценить стоимость и сроки возврата инвестиций. По данным "Ъ", встал и альтернативный проект, который несколько лет разрабатывало "Интер РАО" — из-за падения курса рубля и отсутствия существенного интереса со стороны Японии.
"РусГидро" пока не приняло окончательного решения по строительству энергомоста в Японию, заявил вчера агентству "РИА Новости" гендиректор компании Николай Шульгинов. "Наши последние встречи с компанией Mitsui на питерском форуме (ПМЭФ-2016.— "Ъ") и в Москве показали, что стороны пока не готовы принимать решения по этому мосту",— сказал он, пояснив, что стороны еще не достигли понимания по потенциальному спросу и механизмам возврата, а также подтвержденных источников финансирования. В "РусГидро" "Ъ" подчеркнули, что проработка проекта продолжается, рассматриваются различные варианты его потенциальной реализации, но при этом в компании понимают, что "это проект не ближайшего времени". В Минэнерго сообщили, что результаты компании планируют рассмотреть во время проведения Восточного экономического форума во Владивостоке 2-3 сентября.
Суть предложения по энергомосту "РАО ЭС Востока" (входит в "РусГидро") — экспорт с действующих электростанций с постепенным наращиванием мощностей. На экспорт предлагалось передавать ночью около 500 МВт со строящейся Сахалинской ГРЭС-2. При необходимости мощность энергомоста можно нарастить на 1 ГВт, говорили ранее в "РАО ЭС Востока". Глава компании Сергей Толстогузов признавал, что основным предметом переговоров с японцами было продолжение ЛЭП до острова Хонсю, а не ближайшего к Сахалину Хоккайдо, где существенного энергодефицита не наблюдается. Ранее экс-губернатор Сахалина Александр Хорошавин оценивал стоимость проекта в $5,6 млрд.
В отрасли существовало и параллельное предложение по экспортному энергомосту в Японию, проработкой которого с 2013 года занималось "Интер РАО". В компании ход переговоров комментировать отказались. Как говорят источники "Ъ" на энергорынке, проект оказался фактически заморожен: отсутствует серьезный интерес со стороны японских партнеров, а слабый рубль привел к серьезному удорожанию импортных материалов. В отличие от "РусГидро" "Интер РАО" предлагало новое строительство — 3 ГВт ТЭС с инвестициями в $7 млрд и объемом экспорта до 20 млрд кВт·ч в год. В рамках первого этапа (2016-2020 годы) планировалось строить угольную ТЭС на 1 ГВт в Углегорске, ЛЭП до пролива Лаперуза, подводный кабельный переход к Хоккайдо и расширение сетей в Японии. Второй этап (2021-2025 годы) предполагал строительство до 1,05 ГВт угольной мощности на Сахалине и двух газовых блоков по 400 МВт. О еще более сложном варианте говорил в июле глава РСПП Александр Шохин, на встрече иностранных предпринимателей с Владимиром Путиным в рамках ПМЭФ-2016 бизнесмены предлагали энергомост из России через Монголию и Корею в Японию.
В целом экспорт электроэнергии из России должен быть выгоден Японии, считает Владимир Скляр из "Ренессанс Капитала": в Японии оптовые цены в пересчете составляют около 5 тыс. руб. за МВт·ч, в России — около 2 тыс. руб. На Дальнем Востоке конечные энергоцены потенциально выше, но цены генераторов, даже новых,— не более 4 тыс. руб. за МВт·ч. Проблему с проектами энергомоста господин Скляр объясняет капиталоемкостью, сомнительностью схем возврата инвестиций и сроков окупаемости. "Проект накладывается на тот факт, что Япония нуждается в таком энергомосте только в силу политических ограничений на деятельность атомной энергетики в стране (в связи с аварией на АЭС "Фукусима-1" в 2011 году.— "Ъ"), которые могут завтра же снять, а оператор моста останется с нулевым спросом и многомиллиардными вложениями",— полагает он.