«Загадочная архитектура будущего»
В Нижнем Новгороде представили концепцию вокзала для ВСМ
Новый железнодорожный вокзал для поездов высокоскоростной магистрали планируется построить в Нижнем Новгороде к 2018 году. Проект предусматривает строительство комплекса общей протяженностью около 1 км, вход в который будет расположен за зданием управления метрополитена. Поезда будут прибывать на вокзал по новым путям. Концепция не предполагает реконструкции старого вокзала, но проектировщики считают необходимым обновить привокзальную гостиницу. Нижегородские архитекторы и чиновники в целом одобряют проект. Но вопрос, перестраивать ли гостиницу и нужна ли она вообще, остается открытым.
Архитектурную концепцию нового вокзального комплекса высокоскоростной магистрали (ВСМ) вчера на градостроительном совете при губернаторе представил главный архитектор ВСМ Николай Шумаков. По его словам, вокзал ВСМ будет вытянутой формы и общей протяженностью около 1 км — такую форму диктует участок, отведенный под застройку вдоль путей. К вокзалу проложат четыре новых железнодорожных ветки, и поезда будут прибывать фактически в само здание вокзала. Кроме него частью масштабного комплекса станет парковка на 470 машиномест, пост электрической централизации и дом отдыха для локомотивных бригад. По задумке архитекторов, здание вокзала ВСМ будет иметь два наземных и один подземный этаж с супермаркетом и техническими помещениями. В центре будет расположен объединенный пассажирский зал высотой 14 м. Кроме того, архитекторы предлагают оборудовать переход на противоположную сторону Московского шоссе над железнодорожными путями, а на крыше комплекса разместить зимний сад. В целом Николай Шумаков считает, что новый вокзал ВСМ должен производить впечатление «загадочной архитектуры будущего».
Для строительства нового вокзального комплекса придется снести часть технических построек РЖД и гаражи, перенести кассы пригородного сообщения, реконструировать существующую гостиницу и обустроить торговый центр на части площадей старого вокзала. Последний, кстати, не входит в концепцию ВСМ и если и будет реконструирован, то в рамках отдельного проекта. На старый вокзал будут по-прежнему прибывать поезда дальнего и пригородного сообщения. По информации Николая Шумакова, РЖД намерены провести внутреннюю реконструкцию старого вокзала и не планируют менять фасады. Гостиница может быть увеличена по площади вдвое, облицована стеклом и оформлена в цветах РЖД — красном и сером.
Архитектор Александр Дехтяр, комментируя концепцию вокзала ВСМ, отмечает, что разработчики «блестяще справились с композиционными и техническими задачами». Он считает, что «экстравагантные формы будущей станции отвечают новизне самого транспорта». В то же время архитектор не согласился с предложенным вариантом реконструкции гостиницы: «Я все-таки думаю, что комплекс вокзала и гостиницы, нужно оставить в том виде, в котором они существуют. Единственное что необходимо, привести в порядок фасады. Здание гостиницы является неотъемлемой частью ансамбля вокзала 60-х годов. Может быть, он морально устарел, но это веха развития Нижнего Новгорода». Архитектор Евгений Пестов, напротив, считает, что необходимо рассмотреть вариант с изменением архитектуры гостиницы и старого вокзала, чтобы начала работать новая архитектура. «Я не предлагаю надувать объем, а попытаться еще поискать варианты», — добавил господин Пестов.
Заместитель губернатора Антон Аверин отметил, что в предложенной концепции строительства новой станции не решенным остается вопрос высокой загруженности площади Революции. По мнению чиновника, необходимо рассмотреть вариант строительства небольшой станции с парковкой со стороны Московского шоссе. Также замгубернатора усомнился в необходимости старого здания вокзала, которое он назвал «кибиткой». Но Николай Шумаков объяснил, что компания «Скоростные магистрали» (отвечает за строительство ВСМ. — „Ъ“.) и РЖД — это разные ведомства, с разным подвижным составом и пассажирами, поэтому и здания вокзалов будут разными.
Губернатор Валерий Шанцев согласился с Антоном Авериным в том, что вокзалу необходимы новые подходы со стороны Московского шоссе. Кроме того, глава области предложил расширить пешеходный переход, который планируется проложить от новой станции над железнодорожными путями, и оборудовать с него выходы на платформы. Также губернатор отметил, что «гостиница находится не на месте». «Нигде в крупных вокзалах не сочетают вокзал, гостиницу и все остальное на одной площади. Если бы кардинально решать вопрос, то гостиницу — зачистить, выделить новое место под строительство в пешеходной доступности. Может быть, и над этим надо поработать. Если уж идти на затраты, то идти на затраты. И вход в новый вокзал был бы нормальным», — предложил губернатор.
В итоге градостроительный совет одобрил концепцию нового вокзала. Кроме того, решено направить всем заинтересованным сторонам пожелания внести свои корректировки в концепцию.