Слишком маленькая, чтобы упасть
МВФ считает управляемым почти любой кризис банковской системы России до 2020 года
Стресс-тесты банковской системы РФ, проводившиеся весной 2016 года Международным валютным фондом, продемонстрировали "управляемость" Банком России ситуацией в банковском секторе даже в самых жестких условиях — при краткосрочном падении цен на нефть до $19 за баррель и среднесрочном до $25. В самом крайнем сценарии РФ потребуется на рекапитализацию банковского сектора до 2020 года 4,5% ВВП.
Обнародованы итоги работы миссии Международного валютного фонда (МВФ) в мае 2016 года и отчет МВФ по совместной программе фонда и Всемирного банка "Оценки стабильности финансовой системы" (FSSA), консультации по которым с ЦБ России, Минфином и Минэкономики проводились в феврале и марте 2016 года. В числе прочих публикаций обнародованы данные по стресс-тестам, проводившимся в рамках программы FSAP — системной оценки устойчивости финансового сектора, проводящейся раз в пятилетие. В ходе консультаций миссии МВФ 16-21 мая отчет FSAP обсуждался с властями РФ, он мог повлиять на решения в финансовой сфере в июне-июле 2016 года.
В целом выводы команды специалистов МВФ под руководством Карла Хабермайера достаточно комплиментарны по отношению к ЦБ и в целом к российским финансовым властям (см. подробнее "Онлайн"), несмотря на то что в целом говорить о быстром развитии российского финансового рынка не приходится. Как констатируется в отчете FSAP, его размеры (порядка 110% ВВП) меньше, чем у сопоставимых экономик (Турция, Бразилия, Индия, КНР), и его вовлеченность в мировые финансовые рынки также невелика. При этом МВФ уже гораздо более уверенно, чем в 2011 году, говорит о расслоении системы на три "уровня" (tiers) — крупные и преимущественно государственные банки, средние банки и по существу маргинальная часть банковской системы. В разных "уровнях" реакция на события 2014-2015 годов различна.
Интересны опубликованные МВФ подробности стресс-тестирования банковской системы РФ. В настоящее время, констатируют в фонде, дефицит капитала в системе невелик и составляет, исходя из оценок ЦБ, около 0,3% ВВП. Стресс-тестирование, в котором учитывалось состояние балансов более 600 банков РФ по состоянию на конец 2015 года, исследовало возможное развитие ситуации в двух шоковых сценариях — при кратковременном падении цен на нефть до уровня $19 за баррель (в матрице рисков, составленных в отчете, это единственный риск с высокой вероятностью и возможными последствиями, тогда как, например, вероятность продолжения инвестобвала оценивается как низкая, а влияние на сектор в случае реализации риска — как среднее) и при среднесрочном падении цен до $25 за баррель.
Оба сценария предполагают к концу сценарного периода, в 2020 году, восстановление цен нефти до $37-40 и среднегодовой рост ВВП в 1%. И первый сценарий (V-shape), и второй (L-shape) в наихудшем сценарии увеличит дефицит капитала в банковской системе до 4,5% ВВП. В сценарий закладываются также 20-процентная девальвация рубля, отток из банковской системы 30% депозитов (10% для крупнейших банков), сокращение межбанковского рынка почти вдвое и падение цен ликвидных активов на 5-20%, неликвидных — на 65%, обвал фондового рынка на 30%, рост доходности госдолга на 4 п. п. и корпоративного на 10 п. п. Это — сценарий реализации практически всех возможных рисков в краткий временной промежуток (МВФ оценивает вероятность этого как крайне низкую). При этом оценки потребности в допкапитале банковской системы в менее жестких V- и L-сценариях совпадают со сходными расчетами ЦБ — порядка 2,5% ВВП, совокупный рост проблемной задолженности в двух сценариях МВФ оценивает в 12,5 п. п. Все это — свидетельство очень высокой стрессоустойчивости банковской системы.
МВФ не оставил без рекомендаций выявленные локальные проблемы банковской системы, сформировавшиеся окончательно после 2011 года: это низкая стрессоустойчивость банков в основном второго "уровня" с высокой концентрацией корпоративных заемщиков, а также высокую зависимость системы страхования вкладов от кредитов ЦБ. Кроме этого, МВФ мягко рекомендовал приватизацию госбанков в долгосрочном периоде — впрочем, такая рекомендация даже в рамках отчета FSAP прямо не указывает на национализацию кредита как на системный риск. Вне отчета миссия МВФ обсуждала с властями РФ и проблему санации Внешэкономбанка: потребность в его докапитализации до 2020 года фонд оценивает в 2% ВВП, что выше оценок властей РФ.