"Росатом" рискнул выйти в Крым
Госкорпорация может попасть под западные санкции
"Росатом" признал, что стал поставщиком оборудования для ТЭС, которые строит в Крыму входящий в "Ростех" "Технопромэкспорт". До сих пор "Росатому" удавалось избегать западных санкций, но теперь, говорят юристы, риски для госкорпорации стали более серьезными. При этом документальных доказательств поставок действительно нет: единственные контракты, которые могли бы соответствовать названным "Росатомом" условиям, выглядят как закупки для ТЭС в Тамани.
"Росатом" в годовом отчете за 2015 год впервые объявил о наличии бизнес-интересов в Крыму. В заявлении первого заместителя гендиректора госкорпорации, возглавляющего дирекцию по ядерному оружейному комплексу, Ивана Каменских говорится, что в мае ФГУП ВНИИА (ВНИИ автоматики им. Духова, входит в "Росатом") выиграл конкурс "на поставку аппаратуры АСУ ТП на Севастопольскую ТЭС (два блока мощностью по 235 МВт) и Симферопольскую ТЭС (два блока мощностью по 235 МВт)".
С конца 2014 года крымские энергопроекты для любых поставщиков являются рискованными, поскольку попадают под санкции США и ЕС. До сих пор в Крыму и Севастополе чаще всего открыто работают только те российские структуры, которые и так включены в санкционные списки. Так, ТЭС в Симферополе и Севастополе строит входящий в "Ростех" "Технопромэкспорт" (ТПЭ), и о том, что для импортеров оборудования в данном случае возникали слишком серьезные риски, "Ъ" писал еще 25 ноября 2014 года. "Росатом", активно работающий на рынках США и Европы, до сих пор под санкции не попадал. В "Росатоме" не стали пояснять подробности контракта ВНИИА по крымским ТЭС, источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что в отделе управления рисками из-за выигрыша ВНИИА в конкурсе рисков не видят. В "Ростехе" не ответили на запрос "Ъ".
Как именно была проведена закупка оборудования для ТЭС Симферополя и Севастополя, окончательно не ясно.
На сайте госзакупок, где ТПЭ проводит тендеры по проектам ТЭС в Крыму, информации о закупке АСУ ТП для станций нет. Но в мае ТПЭ завершил выбор разработчика и поставщика АСУ ТП для проектов "ПГУ-ТЭС "Тамань-1"" и "ПГУ-ТЭС "Тамань-2"". Победителем запроса предложений стал ВНИИА, предложивший по 293,5 млн руб. без НДС для каждого проекта (цена договоров с НДС составит по 346,3 млн руб.). Под "Таманью-1" и "Таманью-2" может подразумеваться, например, ТЭС в Тамани (Краснодарский край), которую планируется строить для укрепления региональной энергосистемы, но ее выработка будет использоваться и для Крыма. Формально под санкции этот проект не попадает, но найти для него инвестора до сих пор не удалось: конкурс в июне не состоялся из-за отсутствия заявок. Одной из неофициальных версий срыва тендера был риск распространения западных санкций на проект (см. "Ъ" от 26 июня). Ранее неофициально на рынке высказывались версии, что поставки оборудования "под Тамань" могут перенаправляться на крымские проекты.
Юристы "крымские" риски госкорпорации сочли серьезными. Управляющий партнер АБ "Бартолиус" Юлий Тай полагает, что поставки аппаратуры на полуостров могут обернуться для "Росатома" попаданием под санкции: "Такая деятельность — это риск, потому что санкции действуют так: "Кто там работает — попадает под санкции"". Он поясняет, что если в отношении компании введут ограничения, она не сможет заключать договоры с западными контрагентами, брать кредиты в банках. Не столь категорична руководитель юридического департамента Национальной юридической службы Юлия Галуева: "Вопрос в том, будут ли соблюдены условия, которые иностранные государства признают санкционными, то есть будет ли поставка оборудования для ТЭС подпадать под них". Госпожа Галуева считает, что если эта деятельность будет представлять собой в первую очередь социальный проект, то есть шанс, что "Росатом" сможет избежать санкций. В Еврокомиссии и Минторге США, наложивших санкции по Крыму, вчера не ответили на запрос "Ъ".
На резкие меры в отношении "Росатома", видимо, уже готова Украина. Источник "Ъ" в Минэнерго Украины напомнил, что страна "намерена отказаться от закупок российского топлива для АЭС (Киев активно замещает эти поставки топливом американской Westinghouse.— "Ъ"), этот вариант прорабатывается".
В четверг 14 июля "Росатом" фактически дезавуировал приведенные в годовом отчете госкорпорации слова Ивана Каменских. В полученном “Ъ” комментарии от лица ФГУП ВНИИА заявлено: "Мы диверсифицируем рынки сбыта и участвуем во всех конкурсах. То, что мы побеждаем с нашей технологией АСУ ТП, является лучшим подтверждением конкурентоспособности продукции. Однако, говорить о поставках оборудования в Крым не приходится, так как тендер на само строительство ТЭС не состоялся".