Недостаточно высокое образование
Работодатели недовольны уровнем подготовки выпускников вузов
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил в среду результаты опроса молодых специалистов, работодателей и в целом взрослого населения страны о качестве высшего образования. Работодатели и выпускники сошлись во мнении, что качество образования находится на среднем уровне, а практических навыков вчерашним студентам не хватает. Все респонденты отмечают рост популярности технических специальностей среди молодежи, а также поддерживают усилия Минобрнауки, направленные на лишение неэффективных вузов государственной аккредитации.
Вчера ВЦИОМ опубликовал итоги всероссийского опроса молодых специалистов, работодателей и всего взрослого населения страны (выборка 1,6 тыс. человек). Согласно результатам опроса, абсолютное большинство работодателей (91%) жалуются на недостаток практических навыков у выпускников российских вузов. Такую оценку разделяют и 56% самих выпускников. С теоретической подготовкой дела обстоят несколько лучше: ее нехватку ощущает лишь четверть молодых специалистов, большинство же считает свои теоретические знания достаточными. Работодатели готовы с этим поспорить: в низком уровне теоретических знаний уверен каждый второй представитель этой группы респондентов. Лишь 1% нанимателей готов оценить навыки молодых сотрудников «очень высоко». Сами молодые специалисты более оптимистичны: 48% из них считают, что университетские годы дали им «довольно высокий» уровень образования. 55% работодателей и 56% населения страны оценивают качество подготовки выпускников российских вузов как среднее.
Член совета московского отделения «Опоры России» Станислав Супрунов признает определенное недовольство работодателей качеством образования и считает, что в этом виноваты сами вузы, «которые дают слишком широкий спектр знаний, но никакой специализации, которую выпускникам приходится получать уже на рабочем месте». «Предприниматели ожидают, что выпускники вузов будут устраиваться на работу с практическими навыками, ведь чем профессиональнее будет сотрудник, тем меньше экономических рисков ждет предприятие,— говорит предприниматель, ректор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Джомарт Алиев.— Вузы дают достаточно теоретических знаний, но я считаю, что стоит пересмотреть программы обучения и на последних курсах делать больший акцент на практику».
Исследователи ВЦИОМа заинтересовались взглядами россиян на будущее их детей и внуков, связанное с высшим образованием. Все опрошенные положительно оценили тенденцию к росту числа специалистов по научно-техническим специальностям: 40% респондентов выразили желание, чтобы их дети получили техническое образование. Тенденцию к росту популярности технических специальностей положительно оценивает большинство опрошенных россиян (65%), более половины молодых специалистов (58%) и подавляющая часть работодателей (82%). При этом 34% опрошенных считают, что само наличие высшего образования важнее, чем его профиль.
Большинство россиян (65%) поддерживает меры по лишению вузов госаккредитации за неэффективную работу. Напомним, только в 2016 году 11 государственных и муниципальных и 81 частный вуз были признаны неэффективными по итогам ежегодного мониторинга Минобрнауки. Среди работодателей эти меры поддерживают 80%, почти столько же (74%) — среди молодых специалистов. Только пятая часть россиян и каждый десятый из работодателей и выпускников не поддерживают лишение аккредитации по результатам мониторинга.
«Если человек не хочет учиться, он учиться и не будет, неважно, какой вуз, хороший или плохой. Главное, чтобы сам человек понимал, зачем он учится и что его будет ждать после выпуска,— считает Сергей Вострецов, председатель Объединение профсоюзов России.— Дети своевременно не получают необходимой информации о ситуации на рынке труда, учатся вслепую и после выпуска вынуждены переквалифицироваться — в этом вся проблема. Поэтому работодатели и получают специалистов с низким уровнем подготовки — только 35–40% выпускников работают по специальности».