Русские, петля палача и высокие технологии

“Ъ” разобрался в конфликте между инженерами и финансистами в одном из самых амбициозных технологических проектов современности

В начале июля громкий скандал потряс компанию Hyperloop One, занимающуюся едва ли не самым амбициозным технологическим проектом наших дней — системой транспортировки пассажиров и грузов при помощи «вакуумного поезда», способного развивать скорость до 1207 км/ч.

Фото: Reuters

Сначала из компании ушли главный юрисконсульт и четверо топ-менеджеров. А затем в Высший суд Калифорнии был подан иск, раскрывающий подоплеку конфликта. Истцами выступили сооснователь компании Броган Бэмброган, бывшие вице-президенты Кнут Сауэр и Уильям Малхолланд и бывший заместитель главного юрисконсульта Дэвид Пендергаст. Ответчиками числятся сооснователь компании Шервин Пишевар, генеральный директор Роб Ллойд и заместитель председателя совета директоров Джозеф Лонсдейл.

До сих пор в прессе сообщалось лишь об успехах деятельности Hyperloop One. О том, что ее основной владелец на тот момент — Шервин Пишевар — договорился о поддержке проекта на федеральном уровне в Вашингтоне, встретившись с Бараком Обамой. О том, что компании быстро удалось найти инвесторов — кроме фонда самого господина Пишевара, Sherpa Ventures, инвесторами компании числятся Fast Digital, Western Technology Investments, французская национальная железнодорожная компания SNCF. Кроме того, в числе инвесторов венчурная компания Caspian VC российского предпринимателя Зиявудина Магомедова. В начале мая инвесторы вложили в проект Hyperloop One $80 млн. В общей сложности компания смогла привлечь $130 млн.

В июне в Петербурге с господином Пишеваром встретился президент России Владимир Путин, который пообещал, как сказал тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, поддержку проекту. В рамках форума правительство Москвы, а также группа компаний «Сумма» Зиявудина Магомедова подписали соглашения о сотрудничестве с Hyperloop. А буквально на прошлой неделе Hyperloop One сообщила, что планирует провести первые испытания своей технологии на скоростях выше 1000 км/ч в первом квартале 2017 года. Однако это стало, похоже, последней хорошей новостью от компании.

Как следует из поданного иска, трения между командой Шервина Пишевара («финансисты») и командой Брогана Бэмброгана («технари») возникли давно. «Технари» были недовольны тем, как расходуются деньги компании, считая, что команда Пишевара использует компанию лишь в целях извлечения личной выгоды. В иске приводятся примеры этого. Господин Пишевар якобы, влюбившись в одну из подчиненных, поднял ей зарплату с $15 тыс. до $40 тыс. в месяц. Господин Лонсдейл добился предоставления некоторого контракта компании своей жены. На работу в компанию принимались родственники или друзья «команды Пишевара». Технические же специалисты, от которых зависел успех проекта, «систематически маргинализировались» и подвергались угрозам. Дело дошло до того, что брат главного акционера компании Афшин Пишевар якобы оставил на столе у господина Бэмброгана петлю, при помощи которой палачи приводят в исполнение смертные приговоры. К иску приложены видеозапись, на которой человек, похожий на Афшина Пишевара, идет со смотанной веревкой, и фотография истца, позирующего с петлей в руках.

Надо сказать, что компания Hyperloop One — частная. До последнего времени у нее было два акционера — господа Пишевар (90%) и господин Бэмброган (10%). Это значит, что хозяин имеет полное право назначать сотрудникам любые зарплаты, выбирать в качестве субподрядчиков любые компании и нанимать на работу тех, кого считает нужным. Тем не менее существует понятие фидуциарной ответственности, предполагающей, что топ-менеджеры и даже владельцы контрольного пакета акций управляют компанией в интересах компании, а не одних лишь своих. История знает как минимум один громкий случай, когда нарушение фидуциарной ответственности привело главного акционера и создателя компании под суд. Канадский медиамагнат Конрад Блэк, владелец The Daily Telegraph, The Jerusalem Post и нескольких газет в Канаде и США, отправился в тюрьму, после того как миноритарные акционеры обвинили его в том, что он слишком часто принимал свою компанию за собственный кошелек. Собственно в этом и обвиняют истцы ответчиков.

В иске содержатся и другие скандальные подробности. В частности, по утверждению истцов, Шервин Пишевар якобы признавался, что инвесторы из России, узнав о его финансовых нарушениях, расправятся с ним. «Шервин пожаловался совету директоров и всему коллективу Hyperloop One, будто тот факт, что Бэмброган обсуждал ситуацию в компании с российскими инвесторами, ставит под угрозу его (Шервина) безопасность. При этом Шервин высказал предположение, что эти инвесторы (которых Шервин сам привел в компанию) относятся к типу людей, способных на физическое насилие». Истцы отмечают, что «эта абсурдная характеристика российских инвесторов далека от реальности».

Истцы требуют материальной компенсации, извинений от ответчиков, а также восстановления в должностях, которые они занимали до ухода из компании. Комментируя выдвинутые против них обвинения, представители Hyperloop One назвали иск «неуместным и бредовым». По их словам, все было совсем не так, как это описывают истцы. «Эти сотрудники пытались устроить смену власти в компании и потерпели неудачу. Они знали, что компании известно об их планах, и иск является их превентивной атакой. Обвинения — чистейшая ерунда, и ответ на них будет дан быстрый и мощный»,— заметил адвокат компании Орин Снайдер. Еще один сотрудник компании сообщил, что история с «петлей» была шуткой, но Афшин Пишевар все же был за нее уволен из компании. «Мы серьезно относимся к этому инциденту с угрозой или ситуацией, воспринятой как угроза»,— рассказал представитель компании.

В группе «Сумма» “Ъ” ситуацию прокомментировали следующим образом: «Это внутреннее дело компании, мы инвестировали в проект и по-прежнему считаем его перспективным. За комментариями по внутрикорпоративным вопросам просим обращаться в Hyperloop One».

Николай Зубов, Алена Миклашевская, Владимир Дзагуто

Вся лента