Госкомпании бьют не по профилю
Белый дом одобрил жесткий порядок избавления их от всего лишнего
Как стало известно "Ъ", правительство одобрило предложения Минэкономики о порядке выявления и реализации непрофильных активов госкомпаниями и другими подконтрольными государству юрлицами. Курирующим их госорганам поручено руководствоваться этими указаниями, которые в дальнейшем могут стать обязательными для всех госкомпаний. Организаторами торгов, согласно этим рекомендациям, должны стать 22 инвестбанка и 6 электронных площадок, аккредитованные Белым домом для приватизации госимущества. Новый регламент усложнит вывод из корпоративного периметра активов по заниженным ценам и одновременно усложнит работу госАО с неликвидными активами, тем более что законодательное определение непрофильных активов, видимо, просто невозможно.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил госорганам руководствоваться методическими указаниями и директивами представителям РФ в советах директоров госкомпаний о порядке отчуждения непрофильных активов при составлении плана их отчуждения. До 20 сентября власти должны проанализировать реализацию этих программ — о ней компании должны будут отчитываться перед советами директоров ежеквартально (копии документов есть у "Ъ"). Сами методические указания содержатся в проекте доклада президенту о разработке и реализации программ отчуждения непрофильных активов госкорпорациями, госкомпаниями, а также их дочерними структурами, ФГУПами и автономными обществами — Минэкономики направило его премьеру Дмитрию Медведеву 17 июня.
Напомним, Владимир Путин поручил правительству до 10 июля утвердить порядок продажи таких активов, включая регламент определения их профильности, оценки стоимости и целесообразности реализации, разработки программ отчуждения, выбора процедур — а также случаев и порядка их продажи ниже балансовой стоимости и безвозмездного отчуждения, в том числе дарения. Уже из характера обсуждения очевиден набор проблем, которые пытается решать Белый дом. Понятие "непрофильный актив" вряд ли может быть четко зафиксировано каким-либо правовым актом: оно зависит от стратегии компании, которая может меняться в зависимости от конъюнктуры. При этом непрофильные активы могут быть неликвидными, что делает бессмысленным стандартный инструментарий их продажи, а применение нестандартного инструментария — почва для внутрикорпоративной коррупции. Отделить неликвидные активы от расхищаемых под видом неликвидных — вопрос качества корпоративного, а не государственного управления, но для государства в РФ использование при управлении госАО корпоративных механизмов в последние годы приоритетным не является — отсюда и усиливающееся давление на госкомпании.
В мае 2016 года Минэкономики опубликовало для общественного обсуждения проект постановления правительства о лишении госкомпаний господдержки или госгарантий при "невыполнении или ненадлежащем выполнении программ отчуждения непрофильных активов". Предполагалось, что до 1 июля компании с госучастием обяжут подготовить перечни непрофильных активов и программу их реализации на 2016 год, при этом их балансовая стоимость должна составлять не менее 75% таковой всех непрофильных активов компании. Но указания пока носят рекомендательный характер: постановление правительства, как указано на regulation.gov.ru, должно быть принято в 2017 году. По словам главы департамента корпоративного управления Минэкономики Оксаны Тарасенко, статус акта правительства или закона рекомендации получат после их доработки — но использовать их для повышения открытости, прозрачности и эффективности продажи непрофильных активов компании могут уже сейчас. Предполагается, что новые требования распространят и на "дочки" госкомпаний, а также ФГУПы и автономные учреждения.
Для активов дороже 200 млн руб. и ряда других случаев будет предусмотрена обязательная независимая оценка. Продавать активы рекомендовано на открытых аукционах, активы стоимостью менее 1 млн руб. должны продаваться на электронных торгах. Если аукцион признан несостоявшимся, активы могут быть проданы по конкурентной процедуре публичного предложения (c той же стартовой стоимостью и снижением цены не более чем вдвое) или иными способами (путем привлечения инвестора, передачи в госсобственность или списания). Организацию торгов по активам дороже 1 млн руб. рекомендовано поручать 22 инвестбанкам, дешевле 1 млн руб.— 6 электронным площадкам, аккредитованным Белым домом для проведения приватизации.
Они же в случае несостоявшегося аукциона смогут проводить торги путем подачи публичного предложения. Вознаграждение продавца определяется по договору с владельцем актива сверх стоимости продажи за счет победителя. Покупатели смогут инициировать продажу актива, обратившись к собственнику, а об отказе вправе уведомить Минэкономики или правительственную комиссию. За достоверность информации о продаже будут персонально отвечать заместители глав профильных министерств.
По данным источников "Ъ" в Минэкономики, речь идет об имуществе стоимостью десятки миллиардов рублей. По словам главы Российского аукционного дома (один из инвестконсультантов) Андрея Степаненко, РАД продает непрофильные активы на 10-15 млрд руб. в год, а общий объем таких активов может быть вдвое выше.
Не во всех госкомпаниях рекомендации Минэкономики успели детально изучить. "С точки зрения информирования большего числа потенциальных покупателей использование ЭТП — это хорошая мера. Но дальше ключевой вопрос: какой инструментарий для реализации имущества (аукцион, редукцион, конкурентные переговоры и т. п.) предложит регулятор",— заявили вчера "Ъ" в "Росатоме". В "Интер РАО" отметили, что "только приветствуют расширение конкурентных процедур как способ увеличить прибыль от продаж". Впрочем, собеседник "Ъ" в одной из госкомпаний замечает, что основная проблема не в том, через какую площадку продавать непрофильные активы, а в том, где найти покупателя — поскольку в большинстве случаев спрос на такое имущество (заброшенные здания, базы и т. п.) невелик.