Экономия в таблетках
Российские пациенты переходят на более дешевые препараты
По данным исследования компании Nielsen, в мае 2016 года 70% россиян ощутили повышение цен на лекарства за последние четыре месяца. При этом 49% российских покупателей безрецептурных лекарств заявили, что стали чаще игнорировать предписания врачей, если цены на рекомендованные ими препараты оказались слишком высоки.
49% российских покупателей безрецептурных лекарств говорят, что стали чаще игнорировать предписания врачей, если цены на рекомендованные ими препараты оказались слишком высоки. Такие данные в своем исследовании «Российский покупатель безрецептурных препаратов в новых экономических условиях» представила компания Nielsen. Исследование проводилось в мае 2016 года.
По сравнению с сентябрем 2015 года показатель потребителей с таким поведением вырос на 4 п. п. При этом 63% россиян (+2 п. п. к сентябрю 2015 года), приходя в аптеку, спрашивают о более дешевых аналогах, что подтверждают 93% (+5 п. п.) фармацевтов. Для производителей, по мнению авторов исследования, влияние кризиса на стратегию покупателей в аптеках очевидно: 96% заявили, что покупатели чаще интересуются ценами, и 91% «полностью» и «частично» согласились с тем, что россияне стали более экономны. Если покупатель недоволен указанной ценой на лекарство, самая популярная стратегия, по мнению фармацевтов, заключается в выборе более дешевого аналога — к ней прибегают 83% (+11 п. п. к сентябрю 2015 года). Доля тех, кто все равно приобретает данный препарат или уходит из аптеки без покупки, крайне мала, отмечают авторы исследования.
Рост цен на безрецептурные лекарства продолжает быть ощутимым для большинства покупателей (в мае 2016 года 70% заметили повышение цен за последние четыре месяца), утверждают аналитики Nielsen. Рост покупатели оценивают в среднем на 54% (+6 п. п. к сентябрю 2015 года) на импортные препараты и на 50% (+12 п. п.) на производимые в России. 52% респондентов говорят, что стали приобретать отечественные лекарства вместо импортных. Сократить свои расходы на лекарства стараются 49% российских покупателей. При этом главной стратегией (91%) остается выбор аптек с низкими ценами; выгода, предоставляемая картами лояльности аптек, и поиск промоакций не так актуальны для покупателей безрецептурных препаратов.
«Рост цен на лекарства беспокоит россиян не меньше, чем повышение стоимости продуктов питания и услуг ЖКХ. Вместе с тем сокращение расходов на лекарственные препараты не самая популярная стратегия экономии: лишь один из пяти покупателей в России говорит о том, что стал экономить на лекарствах в связи с кризисом»,— комментирует Екатерина Петрова, руководитель группы исследования покупателей Nielsen Россия.
Ранее “Ъ” уже писал, что из-за снижения доходов потребление лекарств снижается и в количественном отношении. Об этом заявляла глава Минздрава Вероника Скворцова. По ее словам, подобная экономия на препаратах впоследствии скажется на «тех результатах, которые все мы будем получать». По подсчетам аналитической компании DSM Group, за первый квартал 2016 года продажи лекарств в России упали на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 270,3 млрд руб. В упаковках это сокращение рынка составило 14% (подробнее см. “Ъ” от 22 июня).
Почему РАНХиГС предлагает собирать сведения об употреблении лекарств
Данные о потреблении россиянами лекарств необходимо собирать в единую базу данных для управления рисками — такое предложение содержится в аналитической записке экспертно-аналитического центра РАНХиГС «Лекарственное обеспечение: доступность лекарств и возможность выбора». По мнению экспертов академии, это позволит получать данные о потребностях в лекарствах в режиме онлайн, при этом сами данные могут быть использованы для планирования и контроля госзакупок лекарств и вовлечения страховых компаний в их софинансирование. Читайте подробнее