«Нельзя просто так взять и продать государственное имущество кому хочешь»
Блогер Иван Ежиков в интервью «Ъ FM»
Блогер вскрыл схему незаконной передачи Казахстану информационной системы «Московского паркинга». Иван Ежиков считает, что бывший сотрудник «Администратора московского парковочного пространства» продал информационную систему «Московского паркинга» Казахстану через подставные фирмы. На разработку автоматизированной информационной системы, которая состоит из «ядра», базы данных, веб-сайта, мобильных приложений и системы фотовидеофиксации, Москва потратила сотни миллионов рублей, подчеркивает Ежиков. Комментария от департамента транспорта столицы на эту тему «Коммерсантъ FM» получить пока не удалось. Иван Ежиков ответил на вопросы ведущей радио новостей Натальи Ждановой.
— Вы опубликовали большое расследование в своем блоге. Но вначале расскажите, пожалуйста, о том, как вообще вы вышли на эту информацию?
— На информацию вышел практически случайно. Слежу немножечко за развитием системы платных парковок и увидел новости о введении этих платных парковок в Казахстане. Залез на сайт и с удивлением узнал, что это московский же сайт платных парковок, только зеленый цвет на нем заменен на желтый.
— И вы называете имя конкретного человека, который передал или продал, как у вас сказано, всю эту базу, всю эту систему Казахстану?
— Да, потому что все комментарии от имени компании «Алматы Паркинг» дает бывший сотрудник «Московского паркинга» Роман Налепов.
— Расскажите, пожалуйста, это действительно просто копия «Московского паркинга», там есть хоть какие-то отличия помимо цвета, о чем вы уже сказали?
— Это настолько копия, что программисты, которые дорабатывали это для Казахстана, местами забыли стереть ссылочки, например, на «ВКонтакте» или Twitter «Московского паркинга». В исходном коде программы, который еще раньше, чем я этим занялся, вскрыли казахские программисты, оказались прямые заимствования из программы московской. То есть там даже не были изменены названия модулей. Там оставалось слово «Моспаркинг».
— Хорошо. А в данном случае речь идет об уголовном преследовании, как это можно квалифицировать с точки зрения законодательства?
— Ситуация такая: Москва эту программу закупала первоначально очень давно — если я не путаюсь, в 2012 году, — еще не через «Московский паркинг», а через ГУП «Дирекция гаражного строительства». Тогда подрядчиком выступала эстонская компания NOW! Innovations. Собственно, это один из лидеров разработки программного обеспечения в области паркинга. И тогда то, что заказывала Москва, было нечто уникальное, и весь результат был передан городу. В дальнейшем в течение многих лет уже «Московский паркинг» неоднократно заказывал разнообразные доработки к этой системе.
То есть то, что имеется сейчас, — это второе поколение, это даже не вторая версия, а второе поколение и сайта, и мобильной программы, и, соответственно, серверной части. И именно это второе поколение, добуквенно совпадающее с московским, и оказалось в Казахстане. То есть предположить, что эстонская компания NOW! Innovations или ее российская дочка, которая теперь называется ЕНОТ, взяли некий старый исходный код и доработали его для Казахстана, не получается, это код московский. То есть его скопировали и продали Казахстану. Как выяснилось из комментариев «Алматы Паркинг», которые они дали на мою публикацию…
— То есть вам ответили там? Вы туда запрос направляли?
— Нет-нет, это был комментарий, который они дали казахскому журналисту.
— Так, и что сказано в этом комментарии?
— В этом комментарии было сказано, что компания RR2 — это инвестор алматинской системы — не является владельцем программы, она программу арендует по системе software as a service как раз у компании ЕНОТ, а компания ЕНОТ — это в прошлом «дочка» эстонской NOW! Innovations, которая и занималась многолетней доработкой московской программы.
— По-вашему, такой вариант невозможен, что это вполне легально, Москва об этом знает и что это аренда?
— Если бы Москва продала свое программное обеспечение компании ЕНОТ, то, поскольку это приватизация, была бы соответствующая документация, был бы соответствующий конкурс. Сейчас нельзя просто так взять и продать государственное имущество кому хочешь — его можно продать только на конкурсе, потому что, может быть, пришла бы другая компания и предложила бы в два раза большую цену, чем ЕНОТ. Никаких материалов о такой приватизации найти не удалось. Они обязаны быть публичными.
— То есть, получается, кто главный пострадавший? Московское правительство, мэрия Москвы?
— Главный пострадавший — департамент транспорта города Москвы и его дочернее предприятие ГКО «Администратор московского парковочного пространства».
— То есть они вполне себе могут обратиться в суд и заявить о конкретном ущербе на сотни миллионов рублей, так получается?
— Да. Я к этому их в своей публикации и призываю. Все те сотрудники, которые фигурируют в моем расследовании, — это бывшие сотрудники МПП, бывшие сотрудники «Московского социального регистра», который был подрядчиком у МПП по этому проекту, они внезапно уволились как раз на фоне алматинского проекта.
— А вы в департамент транспорта, например, обращались или вообще к кому-то из представителей московских властей?
— С официальными запросами я не обращался в силу того, что официальный запрос всегда, прежде чем на него получаешь ответ, инициирует заметание следов. Поэтому эта информация мной была собрана в течение нескольких последних дней и сразу опубликована, потому что, например, к реакции на изыскания казахских программистов — в исходный код уже начали вносить изменения, пряча выявленные там следы московского кода.
— Вы собираетесь какие-то действия дальнейшие предпринимать, обращаться в правоохранительные органы, например, или все-таки написать какое-то письмо в департамент транспорта?
— Я очень надеюсь на сознательность департамента транспорта, департамента информационных технологий, которые должны на эту ситуацию отреагировать. У них правовых оснований для обращения в суд гораздо больше и в правоохранительные органы. Это уже их решение.