«Демонстрировать, что мы не враги, уже не нужно»

Реплика Дмитрия Дризе

Сергей Лавров и Джон Керри сделали перерыв в переговорах. Делегации работают по отдельности. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник. Министр иностранных дел России и госсекретарь США начали диалог с утра, затем вместе приняли участие в траурной церемонии у французского посольства. После этого стороны перенесли намеченную пресс-конференцию и вновь удалились для переговоров. В четверг Керри встретился с Владимиром Путиным. Судя по всему, это был просто обмен мнениями — конкретных результатов ждут от консультаций Керри и Лаврова. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что США и России очень трудно договориться по идеологическим соображениям.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

В этот раз протокол был изменен: Джон Керри сначала встретился с Владимиром Путиным, а уже потом — с Сергеем Лавровым. Госсекретарь не гулял по Арбату, не общался с гражданами. Демонстрировать, что мы не враги, уже не нужно. Главный лейтмотив — давайте, наконец, договоримся о чем-нибудь конкретном. Гражданская война в Сирии идет уже пять лет, и никаких шансов на ее окончание пока не просматривается. США вроде бы готовы бомбить «Джебхат ан-Нусру» (террористическая группировка; запрещена в России. — «Ъ FM»), а от Москвы хотят добиться, что бы армия Асада не наносила удары по так называемой умеренной оппозиции.

Россия уверяет, что эти самые умеренные оппозиционеры мало чем отличаются от террористов и в целом нужно взять Алеппо, чтобы добиться перелома в войне с террористами. Если же согласиться с Америкой, добиться здесь победы будет крайне сложно. Скорее всего, больше продвижения будет по созданию координационного центра в иорданском Аммане. Он нужен для того, чтобы согласовывать совместные операции и определять, кто террорист, а кто нет. Хотя российская сторона утверждает, что обмен информацией и так имеет место, но вот реального военного сотрудничества в полном объеме не наблюдается.

Известно, что Москва выступает за широкую коалицию в борьбе с мировым злом, где ей будет предоставлена такая же роль, как и всем остальным, в частности, США. Однако западные партнеры на такой сценарий не идут и, видимо, вряд ли когда-нибудь пойдут. Россия считается страной, которая не разделяет демократические ценности, по крайней мере, не полностью разделяет, — так что никаких союзов и коалиций. В свою очередь, Кремль старается показать, что не позволит на себя давить и требовать от себя каких-либо уступок в ультимативной форме, хотя с прагматической точки зрения для всех было бы выгодней сорганизоваться и покончить с общим врагом.

Показателен комментарий российского МИДа, где отмечается, что США теперь как бы в роли СССР: не могут по идеологическим причинам пойти на очевидный компромисс, который бы всех устроил. Конечно, постепенно стороны идут на уступки: уход Асада удалось отстрочить, достигнуто соглашение о прекращении огня, Россия вывела большую часть своей группировки из Сирии. Но все равно этого мало — мы не можем быть друзьями и доверять друг другу. А если так, то договориться на 100% не получится и гражданская война в Сирии — это на годы.

Вся лента