«Никто не мог подумать, что это делается специально»
Очевидец теракта в Ницце Яна Реутова в интервью «Ъ FM»
Действия террориста в Ницце соответствуют призывам исламистских организаций, однако его связь с такими группировками пока не установлена. Об этом заявил прокурор Парижа Франсуа Моленс. По его словам, преступник несколько раз выстрелил в трех полицейских. Сотрудники правоохранительных органов бросились в погоню за грузовиком и нейтрализовали террориста. Он скончался на пассажирском сиденье, добавил прокурор. 14 июля водитель грузовика протаранил толпу людей, которые собрались на Английской набережной Ниццы. По последним данным, жертвами трагедии стали 84 человека, 10 из них — дети. Более 200 ранены, 52 в критическом состоянии. Очевидец теракта Яна Реутова рассказала подробности ведущему «Коммерсантъ FM» Марату Кашину.
— Правда, что вы находились буквально в нескольких метрах от происходящего и видели, как проехал грузовик?
— Да, он проехал прямо за нами, где-то, может быть, в метре, даже меньше.
— В какой момент это было? Вы разобрались в момент начала движения или потом, когда он уже проехал 1,5-2 км по набережной?
— Это было в самом моменте начала движения, это было прямо на Promenade des Anglais (Английская набережная), там он как раз только заехал с дороги на набережную и начал набирать скорость, и мы увидели его перед тем, как он начал разгоняться. Тогда он еще не очень быстро ехал — только начал набирать скорость, и моя подруга заметила, крикнула мне. Мы быстро успели выбежать на проезжую часть. Как раз после нас там уже начали падать люди, они уже не успевали так быстро реагировать — он быстро набирал скорость.
— Люди вокруг сразу поняли, что происходит? Когда началась паника, в этот момент или позднее?
— Никто ничего не понял. Даже мы ничего не поняли, потому что он проехал быстро, и мы подумали, что это, может быть, кто-то пьяный, кто-то потерял управление. Никто не мог подумать, что это делается специально. И уже только после того, как мы посмотрели вслед, увидели, что он продолжал ехать по набережной на большой скорости, люди начали падать как под танк, те, кто были сзади, уже начали понимать, что происходит. А до тех, кто был спереди, так и не дошло, потому что 2 км он проехал на высокой скорости, буквально за несколько минут. Никакая информация, конечно, не передавалась, и там только скапливались большие толпы народа. Некоторые успевали бежать сзади, и получалась большая толпа, которая куда-то бежала и даже не знала, почему. То есть некоторые даже не видели этого грузовика. Поэтому вначале люди не успевали спасаться, он налетал прямо на них, а в конце уже образовывались большие толпы людей, которые бежали следом.
— Как действовали полицейские? Сообщается, что именно в начале движения грузовика полицейские пытались его остановить, был некий мотоциклист, который отважно пытался открыть дверь, но попал под колеса, вы что-то видели из этого?
— Единственное, что мы видели, — это что через две-три минуты после того, как началось движение этого грузовика, сразу заработали сирены, то есть полиция среагировала очень быстро — начали съезжаться машины, начали быстро гнать в сторону центра, мотоциклисты тоже ездили. Но так, чтобы они начинали стрелять, — это они начали делать уже ближе к центру, то есть вначале они ничего еще не успевали сделать. Потом уже у самого города они его быстро остановили.
— Как вели себя люди, когда было понятно уже, что это террорист? Все разбегались или соблюдали спокойствие? Были ли полицейские, которые пытались как-то упорядочить движение людей?
— Сразу была большая паника. Все начали разбегаться, потому что после того, как они увидели, какая большая дистанция была им покрыта — это было около 2 км, — и что вся эта набережная была усыпана телами, все уже догадались, что это была террористическая атака. Была большая паника, люди бежали в разные стороны, пытались уйти подальше от набережной, забежать на какие-то улицы. Полицейские открыли двери некоторых государственных зданий, какие-то дворцы, например, и предлагали людям спрятаться там, потому что некоторые люди так и не поняли, что происходило. Кто-то слышал выстрелы — это были выстрелы полицейских, — и они приняли их за террористов, думали, что там и бомбы, и взрыв. Поэтому хотели очень спрятаться, и некоторым людям предлагали спрятаться в государственных зданиях. Мы спрятались в одном из дворцов на некоторое время.
— Как французы, которые не пострадали в этом теракте, пытались помочь тем, кто пострадал? Много ли было добровольцев, которые, может быть, увозили раненых своих машинах в больницы, что вы видели?
— Да, и было очень удивительно: сразу после того, как он проехал, стали останавливаться машины, которые ехали в том же направлении. Люди выходили из машин и подходили к раненым, пытались оказать им помощь. То есть действительно много людей останавливались и подвозили, вызывали скорую помощь, то есть помощь поступала довольно быстро.