Мало ли что на соборе написано
РПЦ не признала общеправославного статуса прошедшего на Крите мероприятия
"Прошедший на Крите собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус",— такую оценку дал Священный синод РПЦ прошедшему месяц назад мероприятию с участием десяти православных церквей под председательством Константинопольского патриарха Варфоломея. Эксперты, впрочем, убеждены, что такая недвусмысленная позиция не приведет к расколу в православном мире, а Константинополь постарается урегулировать существующие разногласия.
Официально сформулировать отношение Московского патриархата к прошедшему с 16 по 26 июня 2016 года так называемому Всеправославному собору иерархи РПЦ решили в ходе заседания высшего церковного органа — Священного синода. Члены синода признали, что "состоявшийся на Крите собор, в котором приняли участие предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных православных поместных церквей (по константинопольскому диптиху в мире не 15, а 14 православных церквей.— "Ъ"), явился важным событием в истории соборного процесса в православной церкви".
Однако, рассказал председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, "в решении синода подчеркнуто, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса, в то время как проведение собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных православных церквей нарушает этот принцип". "Вследствие этого Священный синод постановил, что состоявшийся на Крите собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус",— пояснил господин Легойда. По его словам, "документы, обсуждавшиеся в ходе собора на Крите, решено передать для изучения Синодальной библейско-богословской комиссии, по итогам которого представить выводы Священному синоду".
Напомним, из-за разногласий, которые касались процесса подготовки соборных документов, от участия в мероприятии отказались 4 из 14 поместных православных церквей — Антиохийская, Русская, Болгарская и Грузинская. Сначала критику высказали болгарские иерархи: их смутило несогласие нескольких поместных церквей по отдельным пунктам уже одобренных текстов и зафиксированная в регламенте собора невозможность их редактировать. Прежде всего это касается документа "Отношения православной церкви с остальным христианским миром". Вслед за болгарами с призывом перенести собор выступили Сербская и Грузинская православные церкви. Последняя категорически не согласилась с редакцией документа, касающегося брака. 13 июня к ним присоединилась Русская православная церковь (РПЦ). "В случае неучастия ряда православных церквей во Всеправославном соборе мы не сможем тоже в нем участвовать,— пояснил тогда председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.— Невозможно будет достигнуть консенсуса ни по одному из вопросов".
Призывы четырех церквей перенести мероприятие были проигнорированы Вселенским патриархом. Состоявшийся собор принял ряд документов: "Автономия и способ ее провозглашения", "Таинство брака и препятствия к нему", "Миссия православной церкви в современном мире", "Отношения православной церкви с остальным христианским миром", "Православная диаспора". "Собор стал историческим событием,— заявил патриарх Варфоломей.— Были трудности, не было все просто и радужно. Но в конце концов были достигнуты гармония и единодушие. Вместе мы написали историю". Участники предложили "учредить Святой и Великий собор в качестве регулярно действующего института". А представитель Вселенского патриарха во Всеправославном секретариате архиепископ Телмисский Иов дал понять, что все принятые на Крите решения будут обязательными для всех православных церквей.
Правда, представители РПЦ тогда заявили, что они придерживаются иных взглядов по этому вопросу. "Поскольку собор не был Всеправославным, каждая церковь сама решает, насколько приемлемы для нее эти документы",— пояснил "Ъ" секретарь отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. По его мнению, никаких последствий для РПЦ такой отказ не понесет. "Решение синода оставляет возможность диалога с Константинопольским патриархатом о дальнейшей концепции этих документов,— считает отец Игорь.— Мы надеемся, что непризнание нами принятых решений общецерковными не повлияет негативно на взаимоотношения между нашими церквями".
"Никаких серьезных последствий для РПЦ действительно не последует, потому что Константинополь, скорее всего, не захочет портить отношения с самой большой в православном мире церковью",— соглашается президент Гильдии по религии и праву Роман Лункин. По его мнению, нельзя исключать, что Вселенский патриарх через какое-то время инициирует созыв нового собора, при подготовке которого будут урегулированы существующие разногласия.