Рейв с арт-налетом

В Москве прошел фестиваль "Форма"

В столичном центре городской культуры "Правда" прошел пятый фестиваль современного искусства "Форма". Андерграунд во всей красе — с громкой музыкой, граффити, перформансами и техно — наблюдала ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Фестиваль рок

Субботний поляроидный снимок с фестиваля "Форма", расположившегося на территории бывшего полиграфического комбината "Правда", выглядел бы примерно так: легендарный арт-дедушка Олег Кулик добродушно лепит человечков из пластика цвета nude и подвешивает их к военным каскам, бродят люди в костюмах химзащиты и противогазах — участники перформанса театрального режиссера Юрия Муравицкого. Из клуба "Вольта" в этот момент доносились бешеные полиритмы, а медиахудожница Даша Гусакова предсказывала фрикам будущее "по "Фейсбуку" или по книжке". А вокруг на фудкорте с вагончиками веганской еды и черным мороженым, на танцполе и около примерочных маркета "Ле Пикник" ходили, сидели, танцевали, беззаботно смеялись и развлекались остромодные люди разных возрастов — в мимолетных попытках забыться и забыть, какая Москва на самом деле. Нынешняя "Форма", расслабленная и причудливая, получилась с берлинско-глазго-питерским налетом. Центральной темой пятого по счету фестиваля стал синтез искусств, или Gesamtkunstwerk, концепцию которого 150 лет назад сформулировал немецкий композитор Рихард Вагнер. В объединении всех видов искусства в универсальном произведении Вагнер видел будущее, эту идею впоследствии подхватил Василий Кандинский, писавший в своих трактатах о духовном родстве всех видов искусства, а особенно музыки и живописи. Наследуя великим визионерам, организаторы в тотальной программе "Формы" слили воедино выставку современного искусства, гитарную и электронную сцены, перформансы во время концертов и совместные джемы музыкантов из разных команд.

"Черт возьми, да вся моя жизнь так проходит",— в сердцах восклицает парень в футболке с Дартом Вейдером, глядя на девушек в монохромной униформе. Посреди двора "Правды" они играют в рутинный офис — перекладывают бумаги, печатают, разговаривают по телефону и делают все то, чем обычно занимаются на территории open space. Это перформанс Муравицкого под названием "5/2" о том, как рабочий график, закольцованный бессмысленным циклом и навязанный корпоративной философией, влияет на качество жизни. В бывшем заводском ангаре расположилась скромная выставка современного искусства, у каждого объекта был свой модератор, с которым можно было обсудить возникающие на месте смыслы. Радикал Иван Бражкин, принципиально зарабатывающий ремонтом квартир, представил серию левацких работ в красно-бело-черной гамме, среди которых остроумный портрет обезумившего русского большевика с кинжалом в зубах. Аня Желудь воссоздала "Кабинет", обставив его скелетами реальных предметов из гнутых железных палок. Узнаваемые по очертаниям условные кушетка, гинекологическое кресло, шкаф, унитаз напоминают о театральном реквизите и визуальном ряде "Догвилля" Ларса фон Триера. На заводской стене во дворе разместилась сильная работа панк-художницы Алисы Иоффе, с виду монохромное граффити в духе Жан-Мишеля Баскья, на деле же сшитые единым полотном 6х12 м солдатские простыни с антимилитаристским посылом.

Фаворитами гитарной сцены оказались сразу две группы — Sonic Death и Glintshake. Арсений Морозов (экс-фронтмен Padla Bear Outfit) вот уже пятый год играет в питерской команде Sonic Death независимый сырой хард-рок. Во время их концерта на заднике ностальгически крутился скомпилированный ролик с Джимом Моррисоном и немкой Нико, певшей некогда в The Velvet Underground, выдавая источники вдохновения музыкантов. На танцполе поклонники устраивают лютый слэм такой степени самозабвенности, какой сегодня уже не встретишь на концертах Black Sabbath или RHCP, пока вокалист бодро скандирует со сцены: "Хватит терпеть то, хватит терпеть это, эй, правительство". Москвичи из Glintshake позиционируют себя как медиахудожники и импровизаторы, с недавних пор они поют на русском языке. Вокалистка Катя Шилоносова своей рубленой манерой пения напоминает Жанну Агузарову, если бы та родилась в Сиэтле. Glintshake выдали потрясающего напора гранж-твист с безумными танцами перформансисток и изобретательными ритмами. Но самой запоминающейся и полной открытий оказалась электронная сцена фестиваля — ее куратор Денис Смагин подобрал неожиданных участников с достойными живыми сетами от лирических экспериментов, в том числе в жанре field recording (запись звуков окружающей среды за пределами студий), до упругого техно. Пышный трагедийный сет с развернутой драматургией и налетом этники и эмбиента, заваренного на густом басу, отыграл в полночь Moa Pillar — за этим псевдонимом скрывается московский электронный музыкант Федор Переверзев, который после "Формы" едет выступать на престижный финский Flow.

Вся лента