Мыло-помалу

Почему слишком часто мыться вредно для здоровья

В период профилактических отключений горячей воды жители городов сетуют на невозможность привычных гигиенических процедур. Но оказывается, эти две недели без горячего душа дают нам возможность немного поправить здоровье. Откуда на Руси традиция непрестанно мыться, в чем очарование хлорки и чем страшен Мойдодыр, выяснял "Огонек"

Ольга Волкова

В деревне на юге Ирана живет 80-летний Аму Хаджи, который получил звание самого грязного человека в мире. Хаджи не мылся с 1954 года и, кажется, прекрасно себя чувствует, хотя на контакт с ним решаются только самые милосердные селяне, которые иногда приносят ему пищу. Знаменитый грязнуля живет на заброшенном пустыре, спит в земляной яме и укорачивает отросшие волосы, просто поджигая их. Старик не заботится о чистоте, и грязи ничего не остается, кроме как самостоятельно отваливаться с его тела.

На такой экстремизм мало кто способен, и все же история знает несколько поистине выдающихся нерях. Например, Бетховен не принимал ванну, объясняя это тем, что трубы водопровода сделаны из ядовитого свинца. Его боязнь отравиться была так сильна, что его одежду приходилось стирать тайно.

Король Франции Генрих IV был так немыт и вонюч, что, впервые встретившись с ним, его невеста Мария Медичи оказалась сражена наповал и потеряла сознание.

Мао Цзэдун декларировал: "Тигры никогда не моются и не чистят зубы". Великий вождь соглашался только пожевать чайные листья, чтобы освежить дыхание, да позволял изредка обтереть себя влажным полотенцем.

Подобное откровение посетило однажды и Карла Маркса. Коммунистический идеолог вдруг решил, что чистота — это пережиток буржуазного прошлого, и постановил не мыться до конца жизни. И даже кожные заболевания не повлияли на его выбор.

Генрих IV так вонял, что Марии Медичи пришлось искупаться в духах, чтобы провести с ним брачную ночь

Фото: Leemage/DIOMEDIA

Откуда есть пошла гигиена

Культы многих мировых религий включают в себя обязательные омовения, причем чем южнее родина первоисточника веры, тем больше внимания уделяется ритуальному мытью. В Коране говорится: "Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту" (2:222), а также: "О, вы, верующие, когда вы собираетесь совершить намаз, вымойте ваши лица и руки, включая и локти, проведите мокрыми руками по голове и вымойте ноги, включая лодыжки" (5:6) и "Когда вы осквернены, очищайте свои тела" (5:6).

В Европе с гигиеной всегда было значительно проще. В Средние века чрезмерная чистоплотность казалась даже подозрительной: уж не ведьма ли ты, раз так стараешься отмыться? Вшей называли "божьими жемчужинами". Европейская знать предпочитала чистоте пышность и роскошь. Баснословно дорогая одежда из шелковых тканей была чрезвычайно востребована, потому что вши не селились в ее швах — неудобно им там было, очень скользко. Китай как основной производитель шелка получал огромные доходы на торговле с Европой. Именно шелковая одежда помогала вождям кочевников, тоже большим противникам мытья, хоть как-то соблюдать гигиену. Кстати, о кочевниках. У монголов было поверье, что омовение человека в реке может привести к неприятностям, вроде грозы.

— Европейцы, чтобы перекрыть запах грязного тела, использовали мешочки с ароматными травами,— рассказывает профессор, кандидат биологических наук Владимир Новоселов.— Знатным людям не составляло большого труда часто менять туалеты, надевать свежие рубашки, но мыться просто не было принято. В средневековой итальянской новелле говорится: "Женщина ничего не стоит, ежели не припахивает несвежей щукой". И уже гораздо позже появилось знаменитое письмо Наполеона Жозефине: "Не мойся! Еду!"

Только в середине XIX века Европа всерьез озаботилась личной гигиеной населения. Появились труды парижанина Мишеля Леви, англичанина Эдмунда Паркса, предписывающие мыться, просто мыться, без колдовства и заклинаний.

— На Руси изначально было совершенно другое отношение к гигиене,— говорит Екатерина Матанцева, создательница и генеральный директор компании, производящей натуральную косметику.— Давняя традиция бани у наших предков обусловлена тяжелым трудом в поле, когда вспотевшее тело облепляют мошки и комары. Чистая кожа для кровососущих насекомых гораздо менее привлекательна, чем грязная. И то, что русские хотя бы раз в неделю хорошенько мылись и пропаривали тело, позволяло избежать массовых эпидемий чумы и других инфекционных заболеваний, регулярно опустошающих европейские города.

Множество природных компонентов обладают моющими свойствами. Глина, мыльные орехи, корень мыльнянки или горчица, отвар крапивы — при желании пращуры могли помыться на славу. Язычники обратили внимание, что в воде реки, над которой располагались ритуальные капища, лучше отстирывалась одежда. После жертвоприношений в реку стекал жир сожженных животных, смешанный с золой. Речная вода становилась пенной, и здесь организовывались "протопрачечные".

— Зола плюс жир дает калийное мыло,— объясняет Екатерина Матанцева.— Люди стали варить мыло из жиров. Свойства мыла зависят от масел, лежащих в его основе. На юге в основном используют растительные жиры — оливковое масло позволяет создавать очень нежное ухаживающее мыло, кокосовое масло имеет хорошие пенные свойства. А на Руси мало растений, из которых можно получить качественное мыло. Если делать мыло из рапсового или подсолнечного масла, оно очень быстро будет прогоркать, раскисать в мыльнице, оно плохо пенится и плохо очищает. Поэтому у нас для изготовления мыла использовались животные жиры, как остаток от мясного производства. Сейчас в производстве натурального мыла мы используем зарубежные масла.

Самое древнее "культурное" моющее средство, известное сегодня,— это алеппское мыло. Вот уже 12 веков его производят в сирийском городе Алеппо. Главные его составляющие — нерафинированные масла оливы и лавра. Оно славится мягким очищением и уходом за кожей, а также лечебными свойствами — антисептическими, тонизирующими, заживляющими. В  Европу алеппское мыло привезли крестоносцы, но секрет его получения им узнать не удалось. До сих пор легендарное мыло варят на фабриках, возраст которых старше 500 лет, технологию производители передают по наследству. Сезон варки алеппского мыла начинается в конце ноября — начале декабря и длится 2-2,5 месяца. В 5-тонных каменных чанах оливковое масло смешивается с лавровым, добавляется сода, а в некоторые сорта — кипарисовое масло и корица. Мыло варят дольше недели, получают зеленую мыльную массу, которую выливают в специальное углубление в полу, застеленное тонкой бумагой. Когда мыло твердеет, его нарезают на бруски и выкладывают на просушку минимум на 9 месяцев. Лучшее мыло имеет выдержку от 1,5 до 3 лет. За время сушки поверхность мыла меняет свой цвет с зеленого на бежевый или коричневый. Высушенное мыло измельчают в тонкую стружку и снова плавят, чтобы добавить еще чего-нибудь целебного и наконец уже разлить по формам.

Мао не мылся и не чистил зубы

Фото: Universal Images Group / DIOMEDIA

Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать

Послереволюционная разруха в России не способствовала бытовой чистоте и гигиене граждан. Чтобы исправить ситуацию, потребовалась отдельная государственная программа по воспитанию чистоплотности.

Корней Чуковский в письме Артемию Халатову писал: "Тенденция "Мойдодыра" — страстный призыв маленьких к чистоте, к умыванию. Думаю, что в стране, где еще так недавно про всякого чистящего зубы говорили: "Гы, гы, видать, что жид!", эта тенденция стоит всех остальных. Я знаю сотни случаев, где "Мойдодыр" сыграл роль Наркомздрава для маленьких".

Оживший умывальник, словно Медный всадник преследующий по улицам Ленинграда неряшливого мальчишку, стал идеологическим символом борьбы за чистые руки, зубы и головы. Наркомздрав действительно разрабатывал нормативы как по санитарной обработке помещений, так и по личной гигиене граждан. Послушные советские люди посещали общественные бани, следили за чистотой мест общего пользования, бдительно относились к опрятности одежды своей и своих товарищей. Хлорка и хозяйственное мыло так основательно поселились в обиходе каждой семьи, что уже во время перестройки советские хозяйки с большим подозрением отнеслись к импортным моющим средствам, ведь те не имели привычного запаха дезинфекции, а значит, не были достаточно сильными в борьбе с бактериями.

— Навязчивая тяга к постоянному мытью называется аблютоманией,— говорит Елена Смирнова, эколог, кандидат экономических наук, эксперт Всемирного фонда дикой природы WWF России.— Это психическое расстройство достаточно сильно распространено, современный кинематограф очень часто на него ссылается. Что в "Теории большого взрыва", что в "Авиаторе" — обратите внимание. Да что там говорить, я и сама этим страдаю, в легкой форме, конечно. Основных причин подобных расстройств три. Первая — психологическая. Когда непреодолимое желание отмыться связано с каким-нибудь сильным стрессом, например насилием. Вторая причина — социальная. Когда требование особой чистоплотности диктует профессия или вероисповедание. Третья причина биологическая. Когда генетически человек наследует заболевание головного мозга или у него нарушен обмен серотонина — нейромедиатора, в народе называемого гормоном счастья. К аблютомании может привести даже перенесенная стрептококковая инфекция, то есть ангина. Постоянно мыться целиком при такой тревожности, конечно, затруднительно, поэтому я вот очень часто мою руки — это меня успокаивает.

Карл Маркс считал чистоплотность буржуазным пережитком

Фото: ТАСС

Мытый немытого везет

— Мы очень уж увлеклись погоней за чистотой,— с сожалением говорит Екатерина Матанцева.— А ведь и здесь важна умеренность, иначе вместе с грязью мы окончательно победим и собственный иммунитет. Чтобы восстановить защитные функции кожи после мытья туалетным мылом, требуется около двух суток. А ведь практически не бывает такого, чтобы человек двое суток не мылся. Мы моемся мылом раз, а то и два раза в день. Про мытье рук и говорить нечего. Так что у организма просто нет возможности воссоздать ту защитную бактерицидную пленку, которую постоянно смывает мыло. Поэтому у нас такая сухая кожа, поэтому наши дети так часто болеют.

То, что русские хотя бы раз в неделю хорошенько мылись и пропаривали тело, позволяло избежать массовых эпидемий чумы и других инфекционных заболеваний, регулярно опустошающих европейские города

Когда геронтологи изучали феномен долгожительства в разных регионах земли, они никак не могли найти общих критериев, характеризующих образ жизни этих людей. Действительно, одни живут высоко в горах, другие в низинах; одни пьют вино, другие нет; одни занимаются сексом, другие практикуют воздержание; одни употребляют морепродукты, другие преимущественно питаются молоком; одни едят мясо, другие постную пищу. И только один критерий совпал: эти люди не мылись! Вернее, не злоупотребляли мытьем.

Специалисты объясняют жизнестойкость нерях теорией стресса. В течение дня на человека воздействует множество стрессовых факторов — эмоциональных, информационных, болезнетворных. Если человек утром принял душ с моющим средством, организм немедленно задействует свои ресурсы на восстановление защитной пленки. У него снижаются прочие адаптационные возможности, которые могли бы быть потрачены на снятие, например, нервного напряжения. Оставляя сохранной микрофлору своих кожных покровов, человек сохраняет и внутренние ресурсы организма.

Жизнь в социуме диктует правила, не позволяющие последовать примеру Аму Хаджи из Ирана, да и немного в этом удовольствия. Что же нам остается?

— Конечно, мыться нужно, но без фанатизма,— смеется Екатерина Матанцева.— Чтобы просто освежиться в жаркий день, можно принять душ без мыла. А в обычном режиме пользоваться натуральной косметикой мягкого действия, с низким уровнем рН, с ухаживающими компонентами в составе. В природе много пенящихся средств, которые могут заменять агрессивные моющие вещества. Например, отлично пенится экстракт плодов черимойи, пенятся некоторые протеины. Конечно, эти средства дороже. Поэтому крупные компании, которым важна себестоимость продукта, его доступность для потребителя, природные компоненты не используют, а производят мыло с дешевыми поверхностно активными веществами, иссушающими кожу.

Вся лента