Омсукчан подводят под ТОР
Угольщикам помогут льготами и инфраструктурой
Для стимулирования угледобычи в Омсукчанском районе Магаданской области планируется создать территорию опережающего развития, заявил глава региона Владимир Печеный на конференции Майнекс Дальний Восток. В настоящее время на Колыме реализуестя несколько угольных проектов, но они сдерживаются отсутствием инфраструктуры. По мнению экспертов, режим ТОР позволил бы решить вопрос с финансированием строительства дорог и портовых терминалов, что сделало бы регион привлекательным для инвесторов, в том числе для иностранных.
Власти Магаданской области планируют создать территорию опережающего развития в Омсукчане, заявил глава Магаданской области Владимир Печеный на конференции Майнекс Дальний Восток на прошлой неделе. «„Восточная горнорудная компания“ разрабатывает угольные разрезы вблизи Омсукчана. Планируем сформировать здесь территорию опережающего развития Омсукчанский угольный кластер, поскольку проект предусматривает реконструкцию участка автомобильной дороги Омсукчан—Галимый и строительство автотрассы Галимый—Пестрая Дресва, возведение угольного терминала на побережье бухты Пестрая Дресва. Разведанные ресурсы под открытую отработку здесь превышают 100 млнт»,— сказал Владимир Печеный.
Запасы угля в области оцениваются в 43 млрд т, из которых 2,2 млн т балансовых, около 70% бурые угли. На Колыме ВГК требуется более 24 млрд руб., в том числе 2,7 млрд руб. на строительство дороги. Ранее власти региона прорабатывали вопрос привлечения инвестиций с японской компанией Jogmec (см. „Ъ“ от 30 июня).
«В бюджете России резервируются средства на подобные инвестиционные проекты. Мы готовы выступить перед правительством России инициаторами формирования инвестиционного проекта для государственного финансирования или создания ТОР. При низких ценах на уголь дорога будет очень удобна, так как обеспечит прямой выход к морю и снизит расходы на логистику. Создание терминала на Пестрой Дресве перспективно для освоения и других месторождений, в том числе на Чукотке, для целей экспорта»,— ранее заявлял губернатор.
Отметим, что по итогам 2014 года добыча угля в регионе составляла 455,6 тыс. т, в прошлом году из-за неблагоприятной конъюнктуры она снизилась до 345,7 тыс. т. В 2016 году областные власти рассчитывают на увеличение добычи угля до 365 тыс. т. Добавим, ТОР горнодобывающей направленности уже создана на Чукотке.
«Создание ТОРа на базе Омсукчанского угольного кластера могло бы придать импульс его развитию. Одноименный угольный бассейн располагает значительными запасами антрацитов, пригодных не только для использования как топлива для энергетики, но для применения в ряде отраслей промышленности»,— рассказывает заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов. Однако развитие угольного кластера, по его словам, сдерживается отсутствием надежной транспортной инфраструктуры. Необходимо наличие надежных автодорог между месторождениями Омсукчанского кластера и побережьем Охотского моря, а также создание специализированного терминала для перевалки угля на морские суда.
Если Омсукчанский угольный кластер будет преобразован в ТОР, то тем самым повысится его привлекательность в глазах потенциальных инвесторов не только из России, но и из-за границы, полагает господин Хазанов. «Недаром в июне представители японской корпорации Jogmec посещали Магаданскую область с целью получения информации об угольных месторождениях и проектах в регионе. При этом с точки зрения логистики кластер находится достаточно близко к Японии и поэтому имеет более выигрышное географическое положение, нежели угольные месторождения Якутии, которыми тоже интересуется Jogmec»,— полагает эксперт.