«На рынке госкорпораций требуется порядок»
«Pro и Contra»: МЭР намерен консолидировать госзакупки на одной электронной площадке
В правительстве предлагают оставить только одну электронную площадку для госзакупок. Идея принадлежит Министерству экономического развития. Там считают, что у такой схемы масса преимуществ. Например, поставщику не придется многократно регистрироваться, а обмен информацией между заказчиком и исполнителем станет быстрым и качественным. По замыслу МЭР, все расчеты будут перенесены в банковский сектор, а комиссию за переводы предлагается взимать с заказчиков или поставщиков. Генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов и председатель правления Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров обсудили тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко в рамках программы «Pro и Contra».
Андрей Черногоров : «Идея монополизации всего и вся не нова. В этом плане предложение немножко странноватое, потому что рынок уже довольно устоявшийся, ему более пяти лет, как санкционирует некоторое количество площадок, которые были отобраны тем же самым правительством. С моей точки зрения, предложение чем-то сродни тому, чтобы сделать единый государственный банк и закончить всю эту чехарду с кредитами, тарифами и обманутыми вкладчиками и прочее. Насколько это актуальная идея с учетом того, что система работает?
Так и с закупками: есть некоторое количество площадок, которые между собой конкурируют по качеству сервиса, по различным технологическим платформам и тем самым создают рынок, на котором и заказчики, и поставщики могут выбирать, где им удобнее работать. Предложение все это монополизировать под государственным началом, во-первых, перекладывает значительные объемы финансирования на государственный бюджет. Во-вторых, оно лишает пользователей возможности выбора.
Мне кажется, что мы здесь видим какой-то отголосок межведомственной борьбы за перераспределение полномочий над контрольным госзаказом. Потому что сейчас фактически контроль происходит в основном в Федеральной антимонопольной службе, которая рассматривает в год больше 30 тыс. дел по государственным заказам и, по сути, является основным контролером и в какой-то степени регулятором этого процесса. А Министерство экономического развития, которое имеет сейчас только законодательную инициативу и на реальный процесс влияет достаточно слабо, пытается перегруппировать инструментарий, повысив свою значимость в процессе управления государственным заказом. По-моему, здесь нет иного смысла, кроме как межведомственное перераспределение полномочий».
Антон Емельянов : «Конечно, я являюсь заинтересованным лицом в этом разговоре, но если посмотреть на эту картину достаточно абстрактно, то, на мой взгляд, есть несколько серьезных проблем, которые открываются в этой области. Первое — это, наверное, конкурентная среда, которая, с одной стороны, обеспечивает наличие выбора сервисов как для заказчика, так и для поставщиков, и вторая важная часть — это надежность всей системы размещения заказов. Потому что каждая из площадок является информационным ресурсом, который должен функционировать с высокой степенью надежности, и если у нас имеется пять точек, то у нас пятикратный запас надежности.
Когда мы сводим все эти задачи, а это все-таки работа под высокой нагрузкой и в режиме постоянных DDoS-атак, в единую точку, то это, безусловно, становится достаточно уязвимым компонентом работы всей системы. Безусловно, и с точки зрения стоимостной, если сейчас посмотреть на тот объем закупок, которые размещаются на площадках, и выручку компании оператора, то, наверное, сейчас расходы на функционирование всей этой системы составляют сотые процента, может быть, максимум одну десятую процента от тех объемов торгов, которые проходят через площадки. В этом смысле экономического большого резона оптимизировать такую систему тоже, наверное, нет. Поэтому есть ряд очевидных минусов такого подхода.