Картины климатического апокалипсиса
Аналитический центр при правительстве оценил риски Парижского соглашения для России
Сегодня Аналитический центр при правительстве РФ представит доклад, оценивающий значение и угрозы нового климатического режима для российской экономики. Его авторы подчеркивают потенциально негативное влияние Парижского соглашения на ТЭК и металлургию и критикуют идеи введения любых углеродных сборов. Опрошенные "Ъ" эксперты по климату критически отнеслись к выводам доклада, отметив, что глобальные тенденции на "зеленое развитие" в любом случае затронут углеродоемкие отрасли экономики РФ.
Обсуждение влияния Парижского соглашения (ПС) на российскую экономику набирает ход. В конце прошлой недели Минэкономики отправило предварительные оценки финансово-экономических и социальных последствий ратификации этого нового климатического договора вице-премьеру Александру Хлопонину (см. "Ъ" от 14 июля). Сегодня в Аналитическом центре при правительстве будет обсужден доклад "Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России", подготовленный Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ).
Один из ключевых выводов имеющегося у "Ъ" исследования: "России необходимо оценить последствия реализации ПС с учетом наших экономических интересов, возможностей отраслей промышленности, не подрывая нашу конкурентоспособность". Как сказала "Ъ" заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева, "природоохранная повестка неоднократно использовалась развитыми странами в качестве инструмента глобальной конкурентной борьбы. Россия, в отличие от многих развитых стран, всегда выполняла взятые на себя обязательства, однако для нее это не имело никаких выгод: ни экономических, ни политических". Гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян также полагает, что высоки риски повторения ситуации, "когда Россия сделает все возможное для сохранения климата на планете, даже в ущерб своим экономическим интересам,— а партнеры либо вообще не приступят к работе, как это было с США во времена Киотского протокола, либо без каких-либо последствий для себя сойдут с дистанции в удобное для них время".
Авторы доклада выступают резко против введения углеродных сборов в РФ — поскольку он в том числе отрицательно скажется на таких отраслях, как ТЭК, металлургия, производство азотных удобрений и цемента. Компании из этих секторов "будут вынуждены нести дополнительные расходы, составляющие до 75% выручки и до 615% EBITDA в предыдущие годы", говорится в докладе. По расчетам ИПЕМ, ввод в России налога на выбросы в размере $15 за тонну CO2-эквивалента потребует ежегодных выплат в размере 2,56-3,29 трлн руб., или 3,2-4,1% ВВП за 2015 год. При ставке $35 объем выплат составит 7,5-9,6% ВВП, полагает господин Саакян.
Опрошенные "Ъ" эксперты критично отнеслись к выводам доклада. "Большая часть доклада посвящена апокалиптическому анализу введения налога на углерод, в то время как для РФ гораздо больший риск несет не реализация ПС, а угроза оказаться вне тренда на технологическое развитие и технологический рывок",— сказала "Ъ" замдиректора департамента госполитики и регулирования в сфере водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды Лариса Корепанова. По ее словам, "даже если в РФ не будет введено углеродного регулирования, это не спасет наших производителей от экологической обструкции на внешних рынках, от уплаты налогов и повышенных тарифов".
По словам Игоря Макарова из ВШЭ, доклад повторяет мифы о негативном влияния ПС на российскую экономику, "неподъемности" углеродного налога для бизнеса. "Приводимые расчеты ежегодных выплат — игра цифрами, имеющая малое отношение к реальности",— полагает эксперт. Олег Плужников из "Деловой России" отмечает, что "вокруг Парижского соглашения в России в последнее время появилось очень много "страшилок" и откровенных спекуляций, имеющих целью консервацию существующего положения вещей".