Застройщики пережили кризис
Продажи жилья вновь начали расти
Первичный рынок жилья выбрался из кризиса, свидетельствуют данные публичных застройщиков. ПИК смогла выручить в первой половине этого года на 39% больше, чем за тот же период прошлого года, ЛСР — на 76%, а "Эталон" — вовсе в два раза (192%). Но добиться таких результатов пока получается лишь у крупнейших девелоперов, предоставляющих покупателям более выгодные условия. По итогам года общий объем продаж десяти крупнейших застройщиков жилья может вырасти с 11% до 14%.
По итогам января--июня 2016 года ПИК выручила от продажи недвижимости 30 млрд руб., что на 39% больше, чем за аналогичный период 2015 года, сообщила вчера девелоперская группа. В первой половине 2016 года компания реализовала 405 тыс. кв. м — это на 77,6% больше, чем в январе--июне прошлого года. Впрочем, как следует из опубликованных данных, поступления ПИК от строительных работ сократились на 12,8%. Дополнительные комментарии к отчетности в ПИК предоставить отказались.
Резкий рост продаж во втором полугодии 2016 года зафиксировал еще один крупный застройщик жилья — группа ЛСР, которая смогла выручить от продажи недвижимости 37,8 млрд руб. (рост — 76%). В первой половине этого года ЛСР реализовала 366 тыс. кв. м, что на 60% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Заметный рост у ЛСР был во втором квартале 2016 года, когда продажи выросли на 32%, до 153 тыс. кв. м, объем заключенных контрактов — на 51%, до 16,7 млрд руб. Похожая динамика и у группы "Эталон", где по итогам первого полугодия 2016 года продажи выросли на 165%, до 236 тыс. кв. м, объем вырученных средств — на 192%, до 23,14 млрд руб.
Данные, опубликованные застройщиками, демонстрируют новый тренд на рынке жилой недвижимости. С конца 2014 года спрос на жилье стал сокращаться на фоне экономического кризиса.
Прошлой осенью доля нереализованного жилья резко возросла: российские девелоперы не могли распродать 45% квартир (см. "Ъ" от 9 октября 2015 года). По итогам всего прошлого года продажи застройщиков сократились на 12-36% (см. "Ъ" от 20 января). Но уже в начале этого года ситуация начала улучшаться: по данным Росреестра, количество сделок купли-продажи за первое полугодие выросло на 11%, до 62,7 тыс. Итоги этого года могут быть позитивны, так как рынок жилой недвижимости начал стабилизироваться, вернулись продавцы, а девелоперы начали реализовывать новые проекты, пояснили в пресс-службе "Эталона". Эту теорию подтверждает старший аналитик Sberbank-CIB Юлия Гордеева. По ее словам, рост продаж у крупных застройщиков в первом полугодии действительно превысил средние показатели по рынку, которые составляют около 20%. "Доля крупных публичных компаний растет, покупатели воспринимают этих застройщиков как более благонадежных",— объясняет она.
Рост продаж отмечают и в непубличных компаниях. В ФСК "Лидер" оценивают рост продаж по итогам первого полугодия в 10-15%. По словам коммерческого директора компании Григория Алтухова, в этом году уже было два скачка спроса: первый — в феврале — был связан с опасениями относительно отмены программы господдержки ипотеки, второй — в апреле — был продиктован сезонной активностью. В ГК "Гранель" говорят о стопроцентном росте по сравнению со вторым полугодием прошлого года. В MR Group отмечают увеличение количества сделок на 43%, а объема продаж — на 25%.
По оценке гендиректора "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, спрос на жилищном рынке в среднем увеличился на 10-15%. По его мнению, доля десяти крупнейших застройщиков в объеме ввода жилья в этом году вырастет с 10% до 12-13%, в объеме продаж — с 11% до 14%. Для этого есть два объективных фактора: во-первых, банки охотнее сотрудничают с большими компаниями и предоставляют покупателям их жилья лучшие условия по ипотеке, во-вторых, девелоперы предоставляют большие скидки, рассуждает господин Бурмистров. Руководитель аналитического центра Est-a-tet Владимир Богданюк связывает рост спроса не только со снижением стоимости ипотеки, но и с увеличением объема предложения в Москве в среднем на 30,4%, а в массовом сегменте в 2,3 раза. "На рынке появилось большое количество доступного массовому потребителю предложения и большой выбор проектов с минимальным входным билетом и разной локацией",— напоминает он.