Резолюция круглого стола ИД «Коммерсантъ-Юг России» на тему: «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Краснодарском крае?»
2 июня 2016 года «Коммерсантъ-Юг России» провел круглый стол «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Краснодарском крае?» — второй в серии мероприятий, целью которых является обсуждение и выработка механизмов урегулирования проблемных ситуаций между юридическими лицами в связи со вступлением в силу федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
В круглом столе приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, сетевых, энергосбытовых, ресурсоснабжающих, управляющих организаций, расчетно-кассовых центров, а также экспертного сообщества, некоммерческих объединений предпринимателей, юридических фирм, средств массовой информации.
Круглый стол стал откликом поставщиков и потребителей энергетических ресурсов на первые результаты исполнения закона. По замыслу законодателей новый документ должен помогать ликвидировать пробелы в законодательстве, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги за поставляемые энергетические и коммунальные ресурсы. Однако участники рынка оказались в неравных условиях по срокам оплаты поставляемых коммунальных ресурсов и суммам начисления пеней за просрочку платежей. При исполнении закона в течение ближайшего времени не исключен рост объемов дебиторской задолженности по цепочке потребителей энергоресурсов.
По данным министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, за первые пять месяцев 2016 года задолженность за поставленные ресурсы в регионе выросла: за электроэнергию — на 250 млн руб., за тепловую энергию — на 320 млн руб., за услуги водоснабжения и водоотведения — на 235 млн руб. Самый большой долг за потребленный газ — 4,5 млрд руб., еще по 3,6 млрд руб. — долг за поставки электричества и тепла и 1,3 млрд руб. — за воду и водоотведение.
Ожидается, что задолженность предприятий ЖКХ за 2016 год только перед ОАО «Кубаньэнергосбыт» за счет применения пени возрастет на 23 млн руб. Различие в применении санкций за неплатежи разных групп потребителей приводит к тому, что денежный поток предприятий ЖКХ не изменяется, и такие предприятия не могут сократить свою задолженность и избежать начисления пени. Таким образом, проблема кассовых разрывов организаций остается нерешенной, а предъявление дополнительных требований к неплательщикам увеличивает риски банкротства ресурсоснабжающих организаций, но не решает основного вопроса об источниках погашения задолженности за поставляемые коммунальные ресурсы.
Участники круглого стола утверждают настоящей резолюцией следующие решения и рекомендации, выработанные и одобренные в ходе его проведения:
1. Обратиться в Законодательное собрание Краснодарского края (далее — ЗСК) о законодательной инициативе ЗСК по внесению следующих изменений в действующие нормативные акты в связи со вступлением в силу федерального закона от 03.11.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»:
— синхронизировать сроки возникновения ответственности за просрочку платежа и размеры ответственности (процентные ставки) участников рынка ЖКХ;
— определить зоны ответственности и права каждого субъекта-участника рынка в случае ограничения подачи ресурсов, а также назначения надзорного органа, контролирующего выполнение самоограничения со стороны руководителей компаний, имеющих задолженность за потребленные энергоресурсы;
установить на территории Краснодарского края экономически обоснованные тарифы на тепло-, водоснабжение и водоотведение;
определить на федеральном уровне порядок формирования и ведения перечня потребителей газа, электроэнергии, тепловой энергии, воды и услуг водоотведения в субъекте Российской Федерации, в отношении которых поставщиками энергоресурсов установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате ресурса со стороны всех уровней бюджета;
определить порядок и критерии отнесения к «неотключаемым» объектам потребителей газа, электроэнергии, тепловой энергии, воды и услуг водоотведения для формирования перечня потребителей, относящихся к «неотключаемым»;
определить ответственность субъектов РФ за неисполнение создания списка «неотключаемых» потребителей.
2. Обратиться в Правительство Российской Федерации в части наделения отдельными полномочиями, правами и обязанностями субъектов органов власти, отдельных ведомств, участников рынка ЖКХ.
— Обязать Федеральную регистрационную службу (далее — ФРС) требовать при совершении регистрационных действий с недвижимостью справки от УК или ТСЖ и от РСО (где есть прямое абонентство) об отсутствии задолженности на момент подачи документов. Сегодня такой обязанности у ФРС нет, и жилье продается при наличии долгов. Справку надо ограничить сроком действия в один месяц. При этом в ЖК РФ закрепить ответственность, что если долг образовался в период регистрационных действий и не погашен продавцом жилья, то долг переходит покупателю. Либо, как вариант, сделать обязательным в договоре купли-продажи (мены, дарения и т. п.) пункт, который урегулирует вопрос данной переходной задолженности. Таких долгов много, и взыскивать их в судебном порядке с продавца практически невозможно, так как меняется его место жительства, о чем он уведомлять УК не обязан, и соответственно возникает проблема вообще подачи документов в суд. Кроме того, эти долги, как правило, не очень большие по сумме (одно-два месячных начисления), и направление по ним заявлений в суд увеличит и без того немаленькую нагрузку на мировых судей и судебных приставов.
— Обязать нотариальные органы создать единую базу данных, которой могут безвозмездно пользоваться УК и РСО по вопросам принятия наследства (с ограничением запрашиваемых данных). Либо предоставить возможность получения данных сведений в отдельных нотариальных палатах по месту открытия наследства. Потребность вызвана тем, что после смерти собственника наследники заявляют в нотариат о принятии наследства, но впоследствии не совершают регистрационных действий в ФРС (оттягивают процедуру). Соответственно, в ФРС нет данных о новом собственнике, а наследник пользуется квартирой без оплаты. Процедура может длиться годами с накоплением долгов, при этом подавать в суд не на кого. Тема выморочного жилья на практике не работает.
— Обязать ФРС предоставлять УК и РСО сведения о собственниках жилья в более развернутом виде. На сегодняшний день предоставляются только актуальные сведения (о владельце недвижимости на данный момент), а о предшествующем владельце, оставившем долги, информация не предоставляется. Кроме того, не предоставляются паспортные данные владельца для его правильной идентификации. На сегодняшний день указываются только инициалы (Ф.И.О.), что не позволяет однозначно и правильно идентифицировать собственника. Суды и приставы требуют точной идентификации, чтобы не взыскать с иного человека, с которым могут совпадать инициалы (Ф.И.О.). Поэтому необходимо предоставление от ФРС данных о дате и месте рождения собственника жилья.
— Обязать Федеральную миграционную службу (далее — ФМС) предоставлять необходимые сведения о регистрации конкретного человека. Основная проблема возникает с собственниками нежилых помещений, которые являются физическими лицами и могут проживать в любом месте, в том числе и в другом субъекте РФ. Поэтому отсутствие у истца — управляющей компании— данных о регистрации собственника помещения затягивает судебную процедуру. Суд, в который подано исковое заявление, самостоятельно запрашивает у ФМС данные о регистрации собственника и после их получения передает в другой суд по подсудности места жительства ответчика. Но и по жилым помещениям возможна ситуация, когда собственники имеют несколько квартир, зарегистрированы в одной, а сведения о своей регистрации в УК не предоставляют.
— Обязать ФМС и ФРС предоставлять сведения, указанные в п. 2.1, 2.3, 2.4, безвозмездно в течение пяти дней с момента получения запроса. Или разработать информационный ресурс с ограниченным доступом для органов власти и предприятий ЖКХ, полученные сведения из которого будут основанием для дальнейшей работы.