«Эта новость будет использоваться турецкими властями для улучшения отношений с Россией»

Задержаны пилоты, сбившие российский самолет

Два турецких пилота, сбивших российский Су-24 в ноябре прошлого года, взяты под стражу. Эту информацию подтвердил министр юстиции Турции Бекир Боздаг. Оба входят в число 6 тыс. военнослужащих, которых задержали за участие в мятеже против правительства в минувшую пятницу. Ранее об этом заявлял и мэр Анкары Ибрахим Мелих Гекчек. По его словам, военнослужащие связаны с предполагаемым вдохновителем переворота — проповедником Фетхуллахом Гюленом. Тот сейчас живет в США. В ноябре прошлого года в небе над Сирией турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик, пилот Олег Пешков погиб. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым.

Фото: Министерство обороны РФ

— Как вам кажется, почему новость об этих летчиках появилась именно сейчас?

— Сейчас эта новость наверняка будет использоваться турецкими властями для попытки улучшения отношений с Россией. Прежде всего, не пилоты принимают решение сбивать тот или иной самолет, и даже не командир эскадрильи, и даже не командующий ВВС. Такие акции, как сбить иностранный самолет, — это акции, которые производятся с одобрения высшего руководства страны. Поэтому они задержаны именно по подозрению или, так скажем, потому, что они участвовали в перевороте, и то, что они сбили российский самолет, имеет опосредованное значение.

— То есть, возможно, Анкара пытается убить двух зайцев: наказывает за якобы участие в перевороте и заодно решает проблему отношений с Россией?

— Совершенно верно. Действительно, убить двух зайцев, совершенно верно.

— А что может ждать этих летчиков? Допустим, могут ли их выдать России?

— За что, собственно, судить летчиков? Летчики выполняли приказ. Нужно судить или, по крайней мере, предъявлять претензии к тем, кто отдавал этот приказ. Ведь летчикам отдадут приказ сбить другой самолет — они будут сбивать другой самолет. Не они сами приняли решение, что нужно было сбить российский самолет, поэтому Россия не имеет даже какой-то юрисдикции требовать их выдачи. Их судить можно за выполнение приказа, но выполняли они приказ конкретных лиц или каких-то инстанций, поэтому предъявлять претензии нужно именно к тем инстанциям, а не к летчикам.

Вся лента