Для сборной России настает решающий CAS
Вопрос об ее участии в Олимпиаде будет зависеть от вердикта Международного спортивного арбитража
Допинговый кризис
Вчера исполком МОК устроил экстренное совещание в режиме телефонной конференции, созванное в связи с опубликованным накануне докладом независимой комиссии WADA во главе с Ричардом Маклареном. Комиссия фактически обвинила Россию в создании системы масштабного сокрытия нарушений, связанных с применением запрещенных препаратов и методик, которая действовала с 2011 года. Эксперты WADA утверждали, что допинг-пробы фальсифицировались и на триумфальной для российского спорта сочинской Олимпиаде, и на других крупных соревнованиях, а контроль за такого рода деятельностью осуществлялся Министерством спорта РФ при помощи ФСБ (см. "Ъ" от 19 июля). Их выводы послужили поводом для целого ряда функционеров и организаций, в том числе самого WADA, потребовать отстранения России от Олимпиады в Рио-де-Жанейро, открывающейся 5 августа. Президент МОК (только эта структура вправе лишить страну Олимпийских игр) Томас Бах сразу же заявил, что отчет демонстрирует "шокирующую и беспрецедентную атаку на целостность спорта и Олимпийских игр", а головное спортивное ведомство, "не колеблясь, будет принимать самые жесткие меры в отношении любого вовлеченного лица".
Между тем итоги телефонной конференции можно интерпретировать именно как колебания. После нее был обнародован довольно внушительный "пакет санкций" для России. В частности, МОК сообщил о начале дисциплинарного расследования в отношении представителей Министерства спорта РФ, упомянутых в докладе комиссии WADA (а упоминался в нем в числе прочих и сам министр Виталий Мутко), которых подозревают в нарушении Олимпийской хартии и Всемирного антидопингового кодекса. Всем им будет отказано в аккредитации на Олимпиаду в Рио.
Кроме того, МОК отказался "организовывать или давать патронаж любому спортивному турниру или мероприятию в России", включая Европейские игры 2019 года. Этот пункт не должен вызывать особого беспокойства, поскольку Россия, кажется, не сильно и стремилась их получить.
По-настоящему серьезным представляется пункт, в котором говорится о том, что МОК призвал международные федерации по зимним видам спорта заморозить подготовку к проведению крупных соревнований в России, включая чемпионаты мира и этапы Кубков мира в период до 31 декабря 2016 года. Это ставит под угрозу, например, проведение двух популярных международных турниров — российского этапа серии Гран-при по фигурному катанию в ноябре и хоккейного Кубка "Первого канала" в декабре.
Но вот главный вопрос — отстранить сборную России от Олимпиады или простить — МОК не решил. В своем пресс-релизе организация указала на то, что предпримет, прежде чем ответит на него. Во-первых, она устроит собственное расследование для подтверждения фактов, изложенных комиссией Ричарда Макларена. Ключевой его составляющей будет перепроверка всех допинг-проб, взятых у российских спортсменов на Олимпийских играх в Сочи, поскольку манипуляции с ними были центральной темой доклада. Во-вторых, МОК "изучит все юридические последствия", имеющие отношение к "выбору между коллективной дисквалификацией всех российских атлетов и индивидуальной справедливостью".
Тем же самым выбором, по существу, вчера начал заниматься и высший юридический орган в области спорта. Международный спортивный арбитраж открыл в Женеве слушания по иску Олимпийского комитета России (ОКР) и 68 российских легкоатлетов к Международной федерации легкой атлетики (IAAF). Наложенная ею на Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) из-за многочисленных и грубых нарушений антидопингового регламента дисквалификация оставила российскую команду без Олимпиады в Рио. А в числе пострадавших оказались и атлеты, к которым никогда не возникало претензий у антидопинговых органов. Они требуют допустить их в Бразилию.
Российскую делегацию в Женеве представляют выдающаяся прыгунья с шестом Елена Исинбаева, президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин, ее генеральный секретарь Михаил Бутов, британский адвокат Майк Морган и глава правового управления ОКР Александра Бриллиантова. Госпожа Исинбаева сообщила, что рассказала на слушаниях "все, что хотела", а арбитры слушали ее "очень внимательно". "Я оптимистка, верю в лучшее",— добавила спортсменка. Госпожа Бриллиантова не стала делиться с "Ъ" подробностями слушаний и прогнозами на их исход, сославшись на "условия конфиденциальности", но подтвердила, что вердикт CAS будет обнародован 21 июля. Эту дату в своем пресс-релизе упоминает и МОК, который собирается при принятии своего решения учесть позицию арбитража.
Оптимизма российской делегации должна добавлять статистика. В базе CAS зарегистрировано 12 процессов, в которых IAAF была ответчиком или соответчиком. Сразу в трех из них победа доставалась истцам. В 2004 году им был Антидопинговый комитет США (USADA), в 2008-м — безногий южноафриканский бегун Оскар Писториус, а в 2014-м — лидер сборной Ямайки в спринте Вероника Кэмпбелл-Браун. USADA благодаря процессу удалось добиться допинговой дисквалификации для одного из спортсменов, господину Писториусу — добиться права участвовать в обычной Олимпиаде, а не в Паралимпийских играх, а госпоже Кэмпбелл-Браун — избежать наказания в связи с обнаружением у нее запрещенного препарата.
Впрочем, осторожность МОК может объясняться и другими факторами помимо потенциальных проблем юридического характера из-за беспрецедентной дисквалификации целой сборной в связи с допинговыми скандалами. Это и серьезный ущерб, который понесет Олимпиада в Рио-де-Жанейро, лишившись многочисленных российских звезд (см. материал на этой странице), и неоднозначное отношение к такому суровому наказанию в международном спортивном сообществе. В целом в нем все еще преобладают требования наказать Россию как можно более строго, но встречаются и иные мнения. Так, против коллективной дисквалификации выступили национальные олимпийские комитеты Италии и Латвии, а также Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта. Эта чрезвычайно крупная и влиятельная организация полагает, что "важно сконцентрироваться на индивидуальной ответственности спортсменов за употребление допинга, а не перекладывать ее на целую сборную".
Между тем вчера в соответствии с распоряжением президента России Владимира Путина, потребовавшего после публикации отчета WADA временного отстранения от занимаемых постов "должностных лиц, названных в докладе комиссии как прямые исполнители", начались "чистки" в руководящем спортивном ведомстве страны. Первым, еще в понедельник вечером, временному отстранению подвергся заместитель министра спорта Юрий Нагорных (в докладе он представлен фактически куратором допинговой схемы). Вслед за ним министр Виталий Мутко подписал аналогичные приказы в отношении своего советника по антидопинговым вопросам Натальи Желановой, заместителя директора департамента науки и образования Минспорта Авака Абаляна, заместителя директора Центра спортивной подготовки (ЦСП) сборных команд России Ирины Родионовой и сотрудника ЦСП Алексея Великодного.
Сам господин Мутко выразил в интервью "Интерфаксу" готовность вообще отказаться вместе с другими чиновниками от поездки в Рио и "направить на Олимпийские игры только спортсменов и тренеров, если такая мера будет нужна". Однако, говоря о своей собственной отставке, министр подчеркнул, что она является "прерогативой президента и председателя правительства". Но уже очевидно, что отставка Виталию Мутко не грозит. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя статус господина Мутко, сказал, что он "не упоминается в докладе WADA как прямой исполнитель тех действий, в которых подозреваются упомянутые люди".