Что написано углем
Власти Кузбасса выступили против углеродного налога
Власти Кемеровской области заявили о необходимости учесть интересы региона и его базовых отраслей при ратификации Россией Парижского соглашения по климату, поскольку предлагаемое в его рамках введение углеродного налога «поставит крест» на всем развитии Кузбасса. Они намерены обратиться в правительство и Федеральное собрание с просьбой наложить вето на углеродные сборы. Эксперты разделяют эту озабоченность, но предлагают не рассчитывать на отказ от низкоуглеродной экономики.
Парижское соглашение по климату было подписано Россией в конце прошлого года в числе 196 стран. Оно предполагает сокращение парниковых выбросов и введение углеродного налога.
В понедельник Дмитрий Исламов, заместитель губернатора Кузбасса по экономическому развитию, на пресс-конференции отметил, что власти региона хотят, чтобы в плане подготовки к ратификации в 2019 году Парижского соглашения были учтены интересы региона и не предусматривалось введение углеродного налога. Оно, по мнению господина Исламова, «поставит крест на всем, что было сделано в регионе — на развитии угольной отрасли, угольной генерации, и можно вести речь только о закрытии угольных предприятий». Это ударит по 88 тыс. человек, которые работают в углепроме Кузбасса, не считая смежников и членов их семей. «Закрытие нанесет колоссальный ущерб, но не даст необходимого эффекта, ведь вклад углепрома и угольной генерации в парниковые выбросы всей России составляет всего 6%»,— подытожил Дмитрий Исламов.
Вице-губернатор Кузбасса по угольной промышленности Александр Данильченко охарактеризовал идею углеродного налога как «в чистом виде политическую». Ведь средства от налога будут уходить в международный экологический фонд, а Россия не будет участвовать в их распределении. Дмитрий Исламов заявил, что уже само обсуждение ограничений на использование угля привело к ухудшению инвестиционного климата в мировом углепроме и «мировые банки уже отказались кредитовать угольные проекты на $500 млрд в стране, в мире». В одной из крупных угольных компаний Кузбасса, которая берет кредиты как в России, так и за рубежом, „Ъ“ не подтвердили, что угольщиков перестали кредитовать.
Часть экспертов разделяет озабоченность властей Кузбасса рисками участия в Парижском соглашении. Гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян согласен с тем, что «крайне высоки риски повторения ситуации, когда Россия делает все возможное для сохранения климата на планете», а зарубежные партнеры — нет. Поэтому «необходимо оценить последствия всех возможных вариантов реализации Парижского соглашения в России — с учетом наших экономических интересов и возможностей». По данным ИПЕМ, углеродные сборы отрицательно скажутся на ТЭК, металлургии, производстве азотных удобрений и цемента. Компании из этих секторов «будут вынуждены нести дополнительные расходы, составляющие до 75% выручки и до 615% EBITDA в предыдущие годы».
Заведующая кафедрой региональной экономики КемГУ Галина Мекуш в ходе дискуссии «Экономика Кузбасса в контексте Парижского соглашения по климату» в конце июня заметила, что не следует рассчитывать на отказ от низкоуглеродного развития России, поскольку о приверженности ему уже заявило руководство страны. Власти Кузбасса, как уточнил Дмитрий Исламов, будут обращаться в правительство с требованием не допустить введение углеродного налога.