«Обработка платежа банковской картой стоит денег»

Роспотребнадзор заподозрил «Победу» в недобросовестности

Роспотребнадзор нашел нарушения в действиях лоукостера «Победа». В ведомстве считают, что авиакомпания не вправе взимать с покупателей комиссию за оплату услуг банковской картой. Такой ответ госструктура дала на запрос газеты «Ведомости». Как сообщается на сайте «Победы», сейчас при покупке билетов с помощью карты взимается сбор за обработку платежа, который составляет 2%. Комиссия не берется только при оплате наличными в терминалах аэропорта Внуково. Однако закон о защите прав потребителей запрещает продавцу устанавливать различные цены на один вид товара в зависимости от способа оплаты, пояснили «Коммерсантъ FM» в Роспотребнадзоре. Старший научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Насколько вообще часто встречается практика подобных сборов, и используют ли ее другие авиакомпании?

— В России мне про это неизвестно, наверное, только «Победа» использует дифференцированную систему оплаты. По крайней мере, что с пластиковой карточки при оплате в терминалах с целью платежей или в салонах связи может взиматься плата. Я не покупаю билет, оплачивая его через «Евросеть», поэтому очень сложно сказать.

— Вообще эти меры оправданы в случае с «Победой»? Может быть, это как-то связано с бизнес-стратегией лоукостера?

— Мы же с вами знаем, что обработка платежа банковской картой все-таки стоит денег, наверное, «Победа» решила дифференцировать оплату, собственно, из-за этого, исходя из себестоимости. Прокомментировать мне это сложно, я специалист не в этой сфере. С точки зрения «Победы», может быть, это разумно.

— В Роспотребнадзоре «Коммерсантъ FM» пояснили, что ведомство пока не предпринимало никаких мер по отношению к «Победе», поскольку жалоб на такие сборы не было. Можно ли ожидать, что после упоминания этой темы в СМИ, жалобы все-таки поступят? Или все-таки люди обращают внимание на какие-то другие правила, на другие сборы лоукостера?

— Если жалоб не поступало, все люди довольны.

— У нас вообще в России может работать лоукостер в других условиях, не взимая плату за каждую услугу?

— Может. С другой стороны, гибридизация и максимальное вычленение любых услуг, которые можно вычленить и с помощью перевозки, — тенденция во всем мире, не только среди лоукостеров. Многие, в общем-то, вполне презентабельные авиакомпании взимают комиссию за оплату банковской картой или разными видами банковских карт. Поэтому, в общем-то, это элемент бизнес-модели, даже не только бизнес-модели лоукостера, это, в принципе, элемент бизнес-модели иностранных перевозчиков, но, опять же, все зависит от конкретного национального права. Если Роспотребнадзор правомерно считает, что авиакомпания вправе взимать плату за разные виды, не вправе выставлять разную цену за билет при разных видах оплаты, значит, это не может работать. Если Роспотребнадзор ошибся, то это может работать.

У меня, конечно, тут некоторые вопросы есть, потому что мы с вами часто покупаем товары в интернет-магазинах, и там часто случается, что при оплате банковской картой взимается дополнительный сбор. Видимо, какие-то конкретные сотрудники Роспотребнадзора билет на «Победу» покупают и удивляются этому, а товары в интернет-магазинах покупают и не удивляются. Такой специфический выборочный подход.

— Как работают лоукостеры в других странах? У них есть какие-то особенности бизнес-стратегии, велика разница между ними и «Победой»?

— Во всем мире десятки, а то и сотни лоукостеров. «Победа» — это сборная солянка из маркетинговых и не только маркетинговых подходов к бизнесу, которые собраны из лучшего, может быть, и не только лучшего мирового опыта, какая может быть разница между десятками разных компаний?

Конечно, «Победа» от какой-то из них отличается. Но, по большому счету, «Победа» пока не принесла на рынок ничего нового, просто заимствовала довольно успешно разные стратегии, разные элементы бизнес-стратегии разных авиакомпаний. Наверное, «Победа» отличается от Ryanair, это везде отмечается. Но если взять вместе, скажем, всех европейских лоукостеров, все особенности их бизнеса, то «Победа», наверное, ничем отличаться от этой совокупности не будет.

Вся лента