20 июля 1966 года вышло постановление ЦК КПСС и совета министров СССР «О строительстве завода по производству автомобилей в городе Тольятти». Подробности истории АвтоВАЗа — в справке “Ъ”.
В августе 1966 года главы Минпрома СССР и итальянского автоконцерна FIAT Александр Тарасов и Джанни Аньелли (на фото) подписали контракт по созданию завода с полным производственным циклом
Фото: Лев Портер / ТАСС
19 апреля 1970 года, на три года раньше запланированного срока, состоялся запуск Волжского автомобильного завода — с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», сконструированные по лицензии с модели FIAT-124
Фото: В. Соболев и А. Брянов / ТАСС
22 декабря 1973 года был выпущен миллионный автомобиль, завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. К тому моменту АвтоВАЗ, помимо ВАЗ-2101, выпускал еще две модели — ВАЗ-2102 и ВАЗ 2103. «Жигули» начали активно экспортировать в страны, входящие в Совет экономической взаимопомощи
Фото: Н. Комаров / РИА Новости
В 1976 году начался выпуск автомобиля ВАЗ-2106, ставшего одним из самых популярных за всю историю российского автопрома, его производство было прекращено только в 2006 году
Фото: Юрий Абрамочкин / РИА НОВОСТИ
В 1977 году началось производство первого полноприводного внедорожника — ВАЗ-2121 «Нива», в последующих модификациях выпускающегося до сих пор
В 1984 году в модельной линейке АвтоВАЗа появился ВАЗ-2108 Samara, впервые флагманская модель была выполнена с передним приводом
Во второй половине 1980-х на заводе ввели в эксплуатацию новое производство — прессово-арматурное, были открыты два профильных училища предприятия, завершен Дворец культуры и техники АвтоВАЗа, база отдыха, санаторий и медсанчасть завода
Фото: Юрий Абрамочкин / РИА НОВОСТИ
В 1993 году завод был приватизирован, сложилась перекрестная схема владения его акциями — основными акционерами АвтоВАЗа стали его «дочки» ОАО «Автомобильный всероссийский альянс», ЗАО «Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации» и ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
В 2002 году в производство была запущена модель Chevrolet Niva, ставшая одной из самых продаваемых в России в 2004–2008 годах. Для ее производства в Тольятти было создано совместное с General Motors предприятие
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
В ноябре 2004 года начался серийный выпуск новой модели — Lada Kalina. В августе 2010 года глава правительства РФ Владимир Путин совершил на ней автопробег на 350 км по трассе «Хабаровск—Чита». После поездки он сказал: «А вы попробуйте приобрести такую машину. Уверяю вас, не пожалеете»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
В декабре 2005 года контроль над компанией получило ФГУП «Рособоронэкспорт». Новым президентом предприятия был назначен глава одного из департаментов ФГУП Игорь Есиповский. Он проработал в руководстве АвтоВАЗа до августа 2006 года, сумев добиться роста производства почти на 15%
Фото: Коммерсантъ / Игорь Казановский
В июле 2007 года АвтоВАЗ отправил на экспорт 7-миллионный автомобиль — Lada 1118 (седан Lada Kalina). В том же месяце концерн начал экспортировать Lada Priora, первые 50 автомобилей были отправлены в Казахстан и на Украину
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
В феврале 2008 года французский концерн Renault подписал с АвтоВАЗом договор о покупке 25% плюс одной акции завода за $1 млрд. АвтоВАЗ оказался в кризисе и был вынужден просить поддержки у государства — правительство через госкорпорацию «Ростехнологии» выделило автоконцерну 25 млрд руб. на покрытие долгов поставщикам
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
В декабре 2011 года на рынок был выведен новый народный автомобиль концерна — Lada Granta, разработанный на базе Lada Kalina. В линейке этот автомобиль заменил «классику» (ВАЗ-2106) и семейство Samara. Модель выпускается также с автоматической коробкой передач — впервые в истории российского автопрома
Фото: Коммерсантъ / Денис Вышинский
В июле 2012 года стартовали продажи первой совместной разработки АвтоВАЗа и Renault — автомобиля Lada Largus, представляющего собой адаптированный под российский рынок автомобиль Dacia Logan MCV
Фото: Коммерсантъ / Евгений Асмолов
В январе 2014 года в должность гендиректора АвтоВАЗа впервые в истории компании вступил иностранный специалист, швед Бу Андерссон, ранее работавший президентом «Группы ГАЗ». При нем были проведены значительные сокращения сотрудников (с 77 тыс. до 44,4 тыс. чел.), произошел отказ от многих российских комплектующих и замена их иностранными разработками
Фото: Саид Царнаев / РИА Новости
В ноябре 2015 года стартовали продажи компактного автомобиля Lada Vesta, призванного заменить в модельной линейке семейство Lada Priora. Стоимость разработки автомобиля составила около 6,5 млрд руб.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
В феврале 2016 года в 56 городах России начались продажи самой последней на данный момент модели концерна — хетчбэка Lada XRAY
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
В марте 2016 года в компании вновь сменился руководитель — им стал бывший гендиректор Renault в Румынии Никола Мор. Это произошло на фоне рекордного убытка компании в 2015 году — 73,9 млрд руб. против 25 млрд руб. убытка годом ранее
Фото: Николай Хижняк / РИА Новости