«Платон» пускает корни
Плату за проезд грузовиков хотят брать и региональные власти
Владельцы грузовиков будут платить за проезд не только по федеральным, но и по региональным дорогам. Это нововведение содержится во внесенном в Госдуму законопроекте. Новый сбор способен принести в местные бюджеты миллиарды рублей. В Госдуме идею назвали преждевременной: субъекты федерации скоро и так получат деньги от федерального «Платона» — сначала надо посмотреть, как их используют, а потом думать о дополнительных сборах.
Поправки к закону «Об автомобильных дорогах» в Госдуму внесли представители заксобрания Краснодарского края. Региональные власти получат право взимать плату за проезд по местной дорожной сети с владельцев большегрузных автомобилей (массой более 12 т), запустив аналог системы «Платон». Собранные за проезд деньги, как следует из законопроекта, направят в региональные бюджеты.
Напомним, система «Платон» запущена 15 ноября 2015 года, действующий тариф за проезд по федеральным трассам — 1,5 руб. за 1 км. Сбором денег занимается компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). За восемь месяцев собрано более 11 млрд руб., к концу года ожидается сумма в 20 млрд руб. Решением правительства 10,8 млрд руб. будет направлено в регионы на ремонт дорог, находящихся в критическом состоянии. Часть средств в перспективе пойдет на софинансирование крупных дорожных строек.
После запуска «Платона» грузоперевозчики в целях экономии стали пользоваться бесплатной региональной и межмуниципальной сетью, что привело к ее «интенсивному разрушению», пишут депутаты Краснодарского края. «Это требует значительного дополнительного финансирования из региональных бюджетов» — говорится в пояснительной записке. По мнению краснодарского депутата Алексея Гусака (курирует проект), оплата проезда в рамках регионального «Платона» должна быть сопоставимой с ценами за проезд по федеральным трассам.
Отметим, что федеральный «Платон» запускался в 2015 году на фоне массовых акций протеста дальнобойщиков. По требованию КПРФ законность «Платона» была проверена Конституционным судом, о чем “Ъ” сообщал в начале июля, но нарушений найдено не было. «Региональные проекты, которые пойдут “в фарватере Платона”, будут защищены этим прецедентом»,— говорит юрист компании Herbert Smith Freehills Яна Иванова.
Зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен назвал законопроект «преждевременным». Он напомнил, что деньги, собранные от «Платона», в том или ином виде будут направлены регионам. «Нужно, чтобы система еще несколько лет поработала, чтобы можно было оценить конкретный эффект на местах: куда пошли собранные деньги, какие объекты были реализованы»,— пояснил он “Ъ”. Депутат отметил, у регионов есть и другие способы пополнения дорожных фондов — например, перераспределение налогов и сборов. Господин Тен напомнил, что протяженность федеральной сети дорог — 52 тыс. км, а региональной сети — «сотни тысяч километров». «Если будет введена региональная система, то ее влияние на стоимость потребительской корзины будет значительно больше по сравнению c “Платоном”,— отмечает депутат.— Здесь нужно будет все тщательно просчитать с экономической точки зрения». Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина оценивала инфляционный эффект от запуска «Платона» в 0,1–0,2%.
В РТИТС законопроект не комментируют. «На сегодняшний день заявления отдельных регионов о возможном введении системы “Платон” на региональных дорогах не имеют должных оснований,— заявили “Ъ” в пресс-службе Минтранса России.— Ранее в Госдуме уже рассматривались подобные инициативы, касающиеся предоставления регионам полномочий самостоятельно устанавливать сборы, они не были поддержаны депутатами». В Росавтодоре добавили, что проблема с разрушением региональных дорог преувеличена. «Объезд по региональным дорогам не везде возможен и практически нигде не выгоден, так как приводит к удорожанию перевозки по сравнению с использованием федеральной трассы,— заявили “Ъ” в пресс-службе ведомства.— С момента запуска системы “Платон” не фиксируется значительного перераспределения грузопотоков с федеральной дорожной сети». Позицию Росавтодора поддержал и глава профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. «Уход грузопотока на региональные трассы — в пределах погрешности, это разовые случаи,— говорит он.— Думаю, идея поддержана не будет. По крайней мере до выборов точно».
Цена вопроса
Зачем "Платон" нужен кубанским властям
С инициативой о распространении системы «Платон» или аналогичной ей на региональные и муниципальные дороги для автомобилей массой более 12 т выступили депутаты комитета по вопросам промышленности, строительства и ЖКХ Законодательного собрания края совместно с региональным министерством транспорта и дорожного хозяйства. «Региональные и муниципальные дороги не приспособлены для движения тяжелых машин, их необходимо ремонтировать, а деньги в дорожный фонд не поступают», - пояснила «Ъ» причины обращения в Госдуму зампред комитета по вопросам промышленности, строительства и ЖКХ заксобрания края Светлана Хобленко. По данным госпожи Хобленко, на территорию края приходится 9 тыс. км региональных дорог, а федеральных всего 1,3 км. «Таким образом на наши плечи ложиться гораздо больше расходов, между тем из средств, собранных системой «Платон» в дорожный фонд, Краснодарский край не получил ни копейки», - добавила Светлана Хобленко.
Руководитель одного из транспортных предприятий заявил «Ъ», что после введения платных дорог сразу повысятся цены на доставку грузов. «Компенсировать затраты придется клиентам. Водители не будут платить из своего кармана, и владельцам автопарков это невыгодно. Кто у нас всегда оплачивает инициативы властей? Потребитель», - заявил собеседник «Ъ».
Глава московского представительства Metro AG компании Metro Cash&Carry Алексей Григорьев сообщил, что расширение системы «Платон» на большегрузные перевозки по региональным дорогам может привести к незначительному удорожанию логистики, хотя не повлияет ни на график поставки продуктов, ни на количество задействованных автомашин.