«Легче всего спрятаться за политику»
Вопрос о допуске российских легкоатлетов к Играм решится сегодня
Спортивный арбитраж сегодня может решить судьбу российских легкоатлетов. Суд огласит решение по иску Олимпийского комитета России к Международной ассоциации легкоатлетических федераций. Ранее она отстранила членов сборной от участия в грядущей Олимпиаде в связи с допинговым скандалом. Из 68 заявок на участие в Играх антидопинговое бюро одобрило лишь одну. Олимпиада пройдет в Рио-де-Жанейро с 5 по 21 августа. Бывший член президиума Всероссийской федерации легкой атлетики Алексей Кустов обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаной Барыкиной.
— Как вы считаете, что будет сегодня?
— Сегодня, к сожалению, на чудо не приходится рассчитывать, будут реалии. Реалии такие, что наши чиновники завели нашу легкую атлетику, королеву спорта, в такой тупик, что непонятно, сколько поколений мы будем выбираться. Я говорил еще в ноябре о том, что надо было зачистить всю Федерацию, а не формально подходить к требованиям IAAF. Почему генеральный секретарь Бутов сидит на месте, почему министр спорта России Мутко залез в Федерацию легкой атлетики ногами, как государство может влезать в общественные дела? Я очень сожалею, как IAAF поступило по отношению к Дарье Клишиной, — единственную ее допустили, почему Шубенкова, почему Кучину не допустили? Они хотят сделать раскол. В средствах массовой информации витала информация о том, что то ли она предатель, то ли она патриот. По-другому надо вопрос ставить. Надо, чтобы министру наш народ поставил оценку его деятельности, кто министр спорта — патриот или предатель.
А что легкая атлетика — сейчас CAS решит. И вы посмотрите, МОК взял недельную паузу. За эту неделю все пробы будут пересмотрены, и за эту неделю решится, поедет ли Россия. Подвисает вообще вся команда России. Я сожалею, но я могу сделать такое предвидение, что из-за наших чиновничьих попустительств страдает Россия, страдают ветераны спорта, которые добывали престиж нашей родине. Мне один тренер сказал, что я не патриот. Я говорю, как не патриот? Когда у родителей советского солдата украли китель с боевыми орденами и два ордена Красной звезды, я вступился за родителей. И вот на соревнованиях памяти погибавшим в Афганистане я им передал два ордена Красной звезды, которые Сергей Нарышкин и его комиссия по госнаградам при администрации президента разрешили мне изготовить. Я за, но ситуация заставляет критически относится к этим моментам.
— Вы знаете наверняка, что система подмены проб с участием спортивных чиновников в России действительно существует и систематически спортсмены принимают допинг? Ведь сейчас обвинения все-таки косвенные.
— Систематически принимают, да. А подмена для меня была нонсенсом — все-таки Владимир Владимирович дал команду Следственному комитету или Генеральной прокуратуре перепроверить все эти факты, то есть это голословно пока, это их мнение, стороны независимой комиссии во главе с Маклареном. А там царапины на колбах, тесты ДНК не соответствуют, три пробы не соответствуют, почему-то они взяли неделю перепроверить, действительно ли так. Они сейчас перепроверят все пробы, если действительно получится, что пробы положительные, наши уважаемые олимпийцы лишатся наград Олимпиады в Сочи.
— Спортивный арбитраж не перенесет решение, не будет ли тоже брать паузу, как и МОК?
— Сегодня крайний день, они сами приняли решение 21-го, а 22-е — крайний срок подачи заявки на Олимпийские игры.
— В любом случае должны решить?
— Да, сегодня решится вопрос. Вы посмотрите на эти ошибки, которые допустил господин Мутко: 30 января награждает Родченкова орденом Дружбы за особые заслуги на Олимпиаде в Сочи 2014 года, и в течение года он становится врагом народа. Вот здесь вопрос очень интересный — как такое возможно?
— Мутко говорит, оправдываясь, что все это политизированные процессы с антидопинговым скандалом. Здесь вы его поддерживаете его или нет? Насколько он действительно политизирован?
— Абсолютно я с ним не согласен, я еще в конце 2015 года говорил, что здесь никакой политики нет. Начался скандал с предложения о том, что надо Федерации легкой атлетики, Балахничеву, Мутко отстранить трех человек: Чегина, Мельникова и Португалова. На что Мутко ответил в адрес Чегина: «Он тренер сборной России». Действительно, люди попались на том, что кормили ходоков. И он ответил: «А вы докажите». В этот же день его повторил пресс-секретарь Дмитрий Песков: мол, вы докажите, что мы сидим на игле, условно говоря, на допинге. И только на следующий день наш президент сказал: «Надо сотрудничать с системой, мы зайдем в тупик, посмотрите, куда мы зашли за восемь месяцев».
— Получается, что так и не доказали?
— Те, кто находится за баррикадой, доказывают, что наши спортсмены, к сожалению, принимают допинг — посмотрите, сколько положительных проб. Конечно, абсолютно никакой политики здесь нет. Легче всего спрятаться за страну, за политику. Три человека — Мутко, Чегин и Балахничев стояли у истоков этого скандала. Политизированные моменты я увидел в ситуации с Дашей Клишиной. Может быть, есть давление извне — три года она живет в Америке, тренируется, 25 лет девушке, написала неосторожно, что она поблагодарила. Это не ее вопрос. Ее самое непосредственное участие — это тренироваться и показывать результат.