Долгая дорога в Китай
Челябинским аграриям ищут возможность увеличить экспорт в Поднебесную
Челябинская область планирует расширять рынки сбыта продукции местных сельхозпроизводителей за счет сотрудничества с Китаем. Регион готовится открыть свой раздел в проекте «Российского продуктового двора», который разрабатывается в Пекине. По мнению областного минсельхоза, китайская сторона заинтересована в челябинских продуктах благодаря их экологичности. Пока предприятия АПК поставляют в КНР макароны, муку и масло, в будущем минсельхоз рассчитывает ориентировать туда производителей мяса птицы, обеспеченность которым в регионе составляет 200%. Сами производители говорят о том, что китайский рынок хоть и емкий, но достаточно трудный из-за демпинга и обилия контрафакта.
Челябинская область работает над созданием регионального раздела в проекте «Российского продуктового двора», который был презентован на российско-китайском форуме в Сочи в мае. Проект заработает на площадях постоянно действующего международного выставочного центра Саньюаньцяо (Пекин, Тяньхун). Как сообщил «Ъ-Южный Урал» замминистра сельского хозяйства области Александр Раевский, китайская сторона заинтересована в поставках из региона, поскольку считает его производителем экологически чистых продуктов. Ведомство совместно с федеральным министерством и Россельхознадзором прорабатывает вопросы техтребований к продукции, которые выставляет КНР. «Китай — огромный рынок сбыта. Самое главное на этот рынок попасть. Рост экспортно-импортных операций с Китаем год от года увеличивается, к тому же у нас есть преимущество — ТЛК «Южноуральский» (в июне запущено железнодорожное сообщение с Китаем. — „Ъ”), который позволяет сократить сроки поставки любой продукции», — считает господин Раевский.
По его информации, сейчас регион поставляет в КНР сухие завтраки, макаронные изделия, крупы, муку — все, что не требует дополнительной ветеринарной проверки по требованиям китайской стороны. Среди предприятий-поставщиков — «Макфа», «Сигма», «Союзпищепром», в том числе ООО «Варненский комбинат хлебопродуктов», «Увелка» (ООО «Ресурс» и ЗАО КХП «Злак»), «Магнитогорский хлебокомбинат». В минсельхозе рассчитывают, что экспорт в Китай будет интересен для производителей птицы. В госпрограмме развития АПК на 2016–2020 годы говорится, что область обеспечена мясом птицы на 200%. Только в первом полугодии этого года произведено 181,7 тыс. тонн (прирост к уровню 2015 года 5,7%). «У птичников на сегодня цены по сравнению с предыдущим годом сократились на 7,5%, а с момента введения санкций шли к постоянному снижению, чтобы сохранить рынок сбыта. Внутренний рынок насыщен, идут поставки в близлежащие регионы. Теперь нужно продвигать продукцию в КНР и другие страны», — считает замминистра.
По данным регионального минэконома, товарооборот с Китаем в 2015 году составил $348 млн (67,1% к аналогичному периоду 2014 года), в том числе экспорт — $24,6 млн (170%), импорт — $323,4 млн. (64,2%). В первом квартале 2016 года экспорт составил $4,1 млн., увеличившись в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди основных статей экспорта, в том числе, продукты питания, крупнейший экспортер — ОАО «Макфа» (мука пшеничная). Директор по коммерции и развитию «Макфы» Дмитрий Мешков рассказал, что в Пекине работает несколько территориальных менеджеров компании. Объем поставок он раскрывать отказался, отметив, что есть тенденция к росту. «Мы хотим их увеличить. Рынок емкий, но требующий постоянного внимания. Он склонен к подделкам и демпингу. Если какая-то компания чуть ослабляет контроль за продажами, сразу появляется контрафакт, и в итоге компания вынуждена уйти с рынка», — пояснил господин Мешков.
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов отметил, что сельхозпродукция занимает 5% (около $15–20 млрд в год) российского экспорта. По его данным, основой экспорта сельского хозяйства являются зерновые культуры (около 40%) и рыбная продукция (20%). «Примерно четверть экспорта приходится на страны СНГ, а все остальное идет в дальнее зарубежье. Крупнейшим покупателем является Евросоюз с долей 43%. Страны АТЭС занимают 30% экспорта в дальнее зарубежье, из них Китай — 13,5%. Я полагаю, что Китай способен приобрести практически любую российскую сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, но, конечно, при условии конкурентоспособной цены», — пояснил аналитик.