«Не покупать лояльность»
На медиафоруме в Воронеже обсудили особенности господдержки СМИ
Вчера в Воронеже открылся ставший ежегодным форум «Региональная журналистика в российском медиапространстве: проблемы и перспективы развития». В ходе мероприятия представители отрасли предложили пересмотреть принятые сегодня меры господдержки, так как они ведут «не к повышению качества журналистики, а к росту числа бессодержательных текстов».
По данным правительства Воронежской области, на двухдневное мероприятие, проходящее на нескольких площадках в разных частях города, заявились журналисты из 30 регионов России. Открывая медиафорум, губернатор Алексей Гордеев пояснил, что сохранить СМИ регионального и особенно районного уровня необходимо, чтобы «читатель имел право как минимум на разнообразие». Господин Гордеев отметил, что сегодня «все меньше и меньше говорят о СМИ как о четвертой власти», но, возможно, для журналистов это и к лучшему. Так как «сейчас такой период жизни, когда очень много вопросов и к первой, и ко второй, и к третьей властям». «Экономика диктует свои условия. Сейчас время тех, кто не просто догоняет других, а умеет управлять изменениями», — заявил губернатор. Он также критически отнесся к нынешним тематическим предпочтениям аудитории в интернете: «Всегда очень расстраивает, когда открываешь “Яндекс” и видишь первые пять главных новостей: убийства, изнасилования, грабежи и прочее. Каждый раз задаешь себе вопрос: кто это и зачем? Отвечают, что это робот, он считает клики. Не очень бы хотелось, чтобы СМИ культивировали в нашем народе все плохое».
Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин сразу дал понять аудитории, что не нужно считать, будто «кто-то что-то должен делать за нас». Особенно «в то время, когда мы сами должны быть в значительной степени творцами своего счастья». «Речь надо вести о том, что внутри самой индустрии может быть сделано, использовано для ее развития и перехода на более эффективные рельсы. Иначе все наши форумы превратятся из площадок с профессиональными дискуссиями в набор ланчей», — размышлял господин Волин. Говоря о взаимоотношениях прессы с госкомпаниями, замминистра посоветовал более решительно отстаивать свои интересы: «Все недостатки “Почты России” надо фиксировать и судиться, чтобы не говорить впустую. Ненормально? Но у вас договорные отношения!» Алексей Волин сообщил результаты некоего опроса, «недавно проведенного среди руководителей региональных СМИ». По ним воронежский губернатор занял первое место в рейтинге глав субъектов РФ, которые «благожелательно относятся к развитию СМИ». На втором месте, по словам замминистра, оказался глава Липецкой области Олег Королев. При этом господин Волин вспомнил опыт Воронежской области по поддержке розничной продажи газет и журналов (регион первым ввел нулевую ставку земельного налога на киоски прессы).
Выступавший следом главный редактор газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев пожаловался, что у медиаотрасли «очень мало лоббистов» на федеральном уровне. А «правда жизни разрушает многие самые лучшие наши начинания». По оценке господина Гусева, «до 80% СМИ сегодня без господдержки не выдержат».
Оригинально к вопросу престижа работы в газете подошел в ходе пленарного заседания заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий. «Вот выключили электричество в Крыму, и киоски с прессой становятся центром притяжения. И эту задачу мы должны выполнять», — советовал господин Кудий. По его оценке, только на печатные СМИ в РФ из всех уровней бюджетов ежегодно «прямо или косвенно» выделяется 70–80 млрд руб. Из них на поддержку региональной прессы отправляется 38 млрд руб.
Президент Альянса независимых региональных издателей (АНРИ), гендиректор издательского дома «Алтапресс» Юрий Пургин поделился неутешительными для всех присутствующих результатами исследования АНРИ. Оно показало, что «подавляющее большинство представителей региональной прессы занимается размещением пресс-релизов». А «52% средств, выделяемых как господдержка, СМИ получают в качестве дотаций на освещение деятельности чиновников». «Ждать объективной информации в таких условиях не приходится, — считает господин Пургин. — Региональным независимым издательствам от господдержки достаются крохи, хотя они освещают реальную жизнь. Вывод исследования — господдержка в нынешнем формате ведет не к повышению качества журналистики, а к росту числа бессодержательных текстов. Вытесняются аналитические жанры. Если дальше будем тратить 38 млрд руб. в год именно так, то это кончится плачевно. Ренессанса журналистики точно не будет. Надо не покупать лояльность, а развивать отрасль». В качестве одного из новых механизмов Юрий Пургин предложил создать фонд поддержки региональных и местных СМИ, чтобы «помогать сильным, тем, кто умеет». Причем «не дарить деньги», а предоставлять льготное кредитование. «Мы себя не чувствуем отраслью, так как сильно раздроблены, нас поэтому не слышат, зато нами успешно манипулируют», — резюмировал господин Пургин.
Следом попросил слово глава издательского дома «Северная неделя» Вячеслав Белоусов. Он, в частности, пожаловался на то, что «во всех городах и весях сегодня создаются крупные медиахолдинги, которые убивают независимые СМИ». Его поправил секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин, который попросил не объединять все опыты регионов. «По техническому уровню и качеству, независимости от муниципальной власти воронежские газеты — лучшие в стране, — пояснил господин Касютин. — На страницах местных газет появились люди, обратная связь. Может быть, в них не хватает острых материалов, но газеты сделаны очень профессионально».