Между ЦБ и законом

Банки и регулятор разошлись в трактовках антиотмывочных норм

В вопросе выполнения антиотмывочного законодательства банки вновь оказались между двух огней. Закон требует идентифицировать бенефициаров клиентов. Но давать такие выписки регистраторы могут узкому кругу лиц, и банков в нем нет. Получение же банками сведений в свободной форме, по данным Национального совета финансового рынка (НСФР), все чаще вызывает жесткую реакцию надзорных органов на местах. Решить проблему мог бы центральный аппарат ЦБ путем разъяснений, но там не спешат комментировать ситуацию.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Об участившихся проблемах банков говорится в письме НСФР в главное управление ЦБ по ЦФО. Речь идет о применении антиотмывочного законодательства и положения ЦБ 499-П "Об идентификации... клиентов... представителей... выгодоприобретателей... и бенефициарных владельцев...". НСФР спрашивает: "при невозможности получить сведения о составе акционеров из реестра" допустимо ли получать их в иной форме — например, в виде "справки клиента" и пр.? Как пояснили "Ъ" в НСФР, вопрос не праздный. Поводом для запроса стали обращения банков, которые сталкиваются с нареканиями и даже санкциями со стороны представителей ЦБ на местах за отсутствие выписок из реестров. Но их получить "в принципе невозможно". По данным НСФР, жалобы начались "не вчера", но теперь достигли "критической массы".

В положении 499-П нет прямого указания на то, что банки должны идентифицировать бенефициаров клиентов именно и только через выписку из реестра. Более того, указывает глава регистратора "Статус" Михаил Недельский, "в соответствии с законом "О рынке ценных бумаг" и постановлением ФКЦБ N27 от 2 октября 1997 года запрашивать выписку на клиента из реестра кредитные организации не имеют права". Это право есть лишь у эмитентов, их уполномоченных представителей на основании доверенности и уполномоченных представителей государственных органов.

Обычно регулятору в подобных случаях было достаточно других документов, соответствующих правилам внутренних регламентов банков, например справок, вопросников, составленных в соответствии с правилами кредитных организаций, и т. п., говорят банкиры. "До сих пор ЦБ принимал у нас справки о бенефициарах клиентов, подготовленные в свободной форме",— заверил "Ъ" представитель одного из крупнейших банков. Другой банкир уточнил, что за отсутствие выписки из реестра акционеров его кредитную организацию ни разу не штрафовали, но предупреждали: наказание может грозить, если обнаружится, что данные о бенефициарах клиентов неверны на отчетную дату. Но теперь, говорят участники рынка, надзор по части соблюдения антиотмывочного закона "прогрессирует в сторону максимальной жесткости, и другие документы зачастую больше не принимаются".

По словам одного из банкиров, регулятор действует в логике "делайте, как считаете нужным, но если это нам не понравится, мы вас накажем". По словам управляющего партнера Legal Capital Partners Дмитрия Крупышева, такая практика может быть связана с постепенным переходом регулятора к западному риск-ориентированному подходу. "Банк должен убедить регулятора, что сделал все возможное, чтобы обеспечить идентификацию клиента, доказать, что предоставленных документов достаточно",— отмечает он. У банков в случае сомнений в документах от клиента всегда остается право отказать в проведении операций клиенту, чьи идентификационные данные не подтверждены. Однако в условиях жесткой борьбы за клиента такое могут себе позволить очень немногие, признает один из банкиров. А центральный аппарат ЦБ, который мог бы разрешить противостояние банкиров и своих представителей на местах, пока хранит молчание. На запрос "Ъ" вчера там тоже не ответили.

Мария Сарычева, Юлия Полякова, Светлана Дементьева

Вся лента