«В плане контроля за качеством в России творится полная махновщина»
Рынок детских товаров заполнил контрафакт
Почти половина детских товаров на рынке являются подделками. Об этом заявила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. По ее словам, еще в 2012 году этот показатель составлял 30%, а сейчас он превышает 40%. Объем всего рынка в России эксперты оценивают в примерно в 700 млрд руб. По данным СМИ, с осени прошлого года Минпромторг обсуждает с участниками рынка введение параллельного импорта кукол. Тогда товар смогут ввозить все производители, а не только официальные дистрибьюторы. По мнению участников рынка, это приведет к еще большему росту контрафакта среди игрушек. На прошлой неделе Ассоциация предприятий индустрии детских товаров обратилась в Минпромторг с просьбой отложить введение такой меры. Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Светланой Токаревой.
— Лично вы выступаете за параллельный импорт или против?
— Лично я не являюсь экспертом в этой области именно по импорту. Мы можем оценивать только с точки зрения защиты прав потребителей. Здесь можно сказать, что в этой проблеме есть две составляющие. Первая — безусловно, параллельный импорт приведет к росту контрафакта, но с этим нормальное государство может бороться.
— То есть рычаги борьбы есть, да?
— Да. С другой стороны, если оставить в силе ограничения, которые есть сейчас, они, конечно, приводят к монополизации рынка, когда создается ограниченное количество игроков, и они еще используют свои лоббистские возможности, всячески препятствуя появлению других игроков.
— То есть речь не идет о свободе выбора для покупателя?
— Да. Есть две составляющие. В нормальных странах как происходит — в нормальных странах стараются все-таки снимать ограничения, связанные с ограничением конкуренции, но усиливать контроль за качеством и безопасностью товаров. В России же в плане контроля за качеством и безопасностью товаров, что называется, творится полная махновщина, поскольку на 90% номенклатуры товаров отсутствуют технические регламенты, а это обязательные условия для производителя и для продавца.
У нас отсутствует нормативная база, которая позволяла бы привлекать к ответственности недобросовестных производителей, импортеров. Фактически, деятельность контролирующих органов парализована поправками, которые были внесены в середине 2000-х под лозунгом «Хватит кошмарить бизнес!». Они полностью парализовали деятельность наших контролирующих органов, сейчас они вынуждены заниматься только профанацией или реагировать на какие-то случаи, уже попавшие в СМИ, резонансные случаи типа пожара в «Хромой лошади» или когда утонула «Булгария». Понятно, что все эти случаи — это следствие снижения государственного контроля, фактически его отсутствие. Потому что, например, в той же «Хромой лошади» выписывались предписания пожарной инспекцией, но по закону сделать ничего не могли, потому что закон ограничивал полномочия.
— То есть, получается, у нас созданы все условия для контрафактной продукции?
— Да, причем они искусственно созданы разрушением системы государственного контроля. А сейчас предлагается мера сохранить эти ограничения на рынке. С одной стороны, если восстановление нормального государственного контроля за качеством и безопасностью вообще не стоит в повестке дня, как в нормальных странах, то, наверное, потребителя это несколько защитит. С другой стороны, тогда надо будет смириться с ростом цен — нам придется переплачивать за отсутствие нормальной системы государственного контроля.
— Но чтобы бороться с контрафактной продукцией, государственный контроль на первом месте?
— Это естественная и эффективная мера, так поступают во всех странах. Никакие ограничения конкуренции не помогают бороться с контрафактной продукцией, потому что мы ограничиваем конкуренцию, это как с бутлегерским бизнесом: мы ограничиваем конкуренцию, да хоть сухой закон введем, но появляются подпольные предприятия, которые начинают выпускать. Здесь то же самое: ограничение конкуренции приведет к росту цен, а чем выше цены, тем больше появляется подпольных цехов, которые выпускают контрафактную продукцию, или серых схем по завозу контрафактной продукции. С нашим уровнем коррупции это легко решаемая проблема — ввезти в страну все что угодно или произвести подпольно все что угодно.
— Снижение уровня доходов граждан, безусловно, отражается на тратах на ребенка, от какой продукции отказываются родители в первую очередь?
— Ну, они предпочитают не покупать дорогостоящую продукцию, по крайней мере, по нашим данным. По тем отзывам, что к нам сейчас поступают, они меньше стали брать потребительских кредитов — это естественно. То есть, конечно, уровень потребления упал, причем упал значительно. Здесь давно говорится, в том числе и нами, и мы вносили предложения, и правительство, и с высоких трибун звучали предложения поддерживать социально незащищенные слои. В частности, предлагалось ввести продуктовые карточки, но это не советские карточки, не аналог советских, а просто продуктовые счета, чтобы поддерживать и граждан, и заодно наше сельское хозяйство. Эти предложения поддерживаются всем экспертным сообществом, но они где-то тонут и теряются в коридорах правительства, а воз и ныне там.