Индия и Пакистан обновили старейший конфликт
Обстановка в Кашмире снова обострилась
Отношения Индии и Пакистана — двух ядерных держав Южной Азии — накаляются в связи с беспорядками в населенном преимущественно мусульманами индийском штате Джамму и Кашмир. Глава МВД Индии Раджнатх Сингх, выступая на слушаниях в парламенте, обвинил Исламабад в попытке дестабилизации и поддержке терроризма в приграничном штате. Заявление индийского силовика прозвучало после того, как посол Пакистана в ООН Малиха Лодхи призвала Совбез ООН оказать давление на индийское правительство для "прекращения репрессий". Новое обострение "старейшего конфликта в повестке ООН", в результате которого за последние две недели 45 человек были убиты и более трех тысяч ранены, началось после того, как индийские силы безопасности ликвидировали активиста группировки "Хизб-уль-Муджахидин", добивающейся отделения Кашмира от Индии.
Слушания по кашмирской проблеме, прошедшие в Лок-сабхе (нижняя палата индийского парламента), проводились после того, как на прошлой неделе Джамму и Кашмир в связи с эскалацией напряженности посетил начальник генштаба индийской армии Далбир Сингх Сухаг. По итогам визита он представил доклад о ситуации в регионе главе Минобороны Манохару Паррикару.
Последний резонансный инцидент в Джамму и Кашмире произошел в городе Казигунд. Индийские военнослужащие открыли огонь по толпе, забрасывавшей их камнями, в результате чего три человека погибли. В целом число жертв нового обострения в Джамму и Кашмире — самого масштабного за последние шесть лет, несмотря на введенный в ряде округов штата комендантский час, за последние две недели составило 45 человек (более 3 тыс. получили ранения различной степени тяжести).
Беспорядки вспыхнули после того, как 8 июля силы безопасности в ходе спецоперации ликвидировали 22-летнего Бурхана Вани — одного из лидеров группировки "Хизб-уль-Муджахидин", борющейся за отделение Джамму и Кашмира от Индии и признанной в стране террористической. Бурхан Вани был убит в перестрелке с индийскими военнослужащими вместе с двумя другими активистами организации.
Индийские власти убеждены: за обострением ситуации в Кашмире стоит Исламабад. "Вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы, Пакистан пытается дестабилизировать Индию",— предупредил на слушаниях в парламенте глава МВД Индии Раджнатх Сингх, назвавший соседнее государство "спонсором терроризма". Индийский министр напомнил, что власти Пакистана назвали Бурхана Вани "мучеником" и объявили после его гибели национальный траур.
Заявление главы МВД Индии продолжило войну слов между двумя ядерными державами Азии и давними антагонистами, для которых разделенный Кашмир остается главным яблоком раздора с момента их основания. Это делает кашмирскую проблему "старейшим конфликтом в повестке ООН".
Из трех индо-пакистанских войн Кашмир был причиной двух — в 1947-м и 1965-м. Первая война вспыхнула сразу после того, как две страны обрели независимость в результате раздела британской Индии на Индию и Пакистан. Тогда Пакистан сумел оккупировать треть Кашмира. Еще одну часть — 38 тыс. кв. км горного района Аксай-Чин после военного вторжения 1962 года оккупировал Китай. В итоге Кашмир оказался разделенным сразу между тремя ведущими державами Азии, а кашмирская проблема стала затрагивать интересы почти 3 млрд человек.
Заявление индийского силовика на слушаниях в парламенте прозвучало после того, как посол Пакистана в ООН Малиха Лодхи призвала Совбез ООН оказать давление на индийское правительство для "прекращения репрессий". А за несколько дней до этого премьер-министр Пакистана Наваз Шариф подлил масла в огонь дипломатического конфликта, назвав Бурхана Вани "солдатом, сражавшимся за независимость". При этом он пообещал, что Исламабад будет продолжать оказывать всяческую поддержку соратникам Бурхана Вани.
В связи с последней эскалацией в Кашмире в Исламабаде звучат все более воинственные заявления: критики премьера Шарифа обвиняют его в недостаточной жесткости. Напомним, что после прихода к власти в Индии нового премьера Нарендры Моди в мае 2014 года между двумя лидерами установились неплохие личные отношения. Господин Моди сделал неожиданный жест, пригласив главу соседнего государства на свою инаугурацию. После этого в обеих столицах заговорили об индо-пакистанской перезагрузке. Однако последние события в Кашмире грозят перечеркнуть наработки последних лет и вернуть два ядерных государства Южной Азии в эпоху прежнего противостояния.
"Назвав нормализацию отношений с Пакистаном одним из своих приоритетов и сделав ставку на личные контакты с Навазом Шарифом, премьер Моди при этом явно недооценил конфликтный потенциал кашмирской проблемы, способной время от времени обостряться помимо воли лидеров двух государств. Судя по всему, это и происходит сегодня",— пояснила "Ъ" директор Центра индийских исследований Татьяна Шаумян. По мнению эксперта, возвращение этой проблемы в список региональных конфликтов грозит азиатскому региону новой дестабилизацией с участием трех государств: Индии, Пакистана и Китая, так и не поделивших между собой Кашмир.