Яды на Байкале не слежались в безвредный монолит
Росприроднадзор объявил неэффективным проект обеззараживания отходов БЦБК
Как выяснил "Ъ", Росприроднадзор назвал неудовлетворительной работу по утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), которой занимается принадлежащая Внешэкономбанку компания "ВЭБ Инжиниринг". По итогам внеплановой проверки проект стоимостью 6 млрд руб. был признан неэффективным — ведомство утверждает, что уровень опасности токсичных отходов так и не был понижен. Местные экологи требуют как можно скорее вывезти 6 млн тонн токсичных веществ за пределы Байкальской природной территории.
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный в Иркутской области на восточном берегу озера Байкал, был введен в эксплуатацию в 1966 году. Он производил беленую и небеленую целлюлозу, картон и бумагу. По утверждению экологов, комбинат являлся главным загрязнителем озера. В 2012 году комбинат был объявлен банкротом, а через год по решению правительства РФ и кредиторов (Внешэкономбанк и "Иркутскэнерго") производство остановилось. Однако закрытия БЦБК оказалось недостаточно для решения экологических проблем территории. За годы своей работы комбинат накопил около 6,2 млн тонн разнообразных токсичных отходов — они до сих пор содержатся на берегу озера в накопителях, построенных еще в 1970-х годах.
Проблемой утилизации отходов занялось ООО "ВЭБ Инжиниринг" (учреждено Внешэкономбанком). Компания разработала проект рекультивации путем омоноличивания: отходы заливаются в бетонные хранилища, где застывают и превращаются в камень. По утверждению разработчиков, все токсические вещества нейтрализуются, а созданный капсульный барьер предотвращает попадание загрязнителей в окружающую среду. Предполагалось, что проект будет стоить бюджету РФ более 6 млрд руб. и займет не менее шести лет. Альтернативные варианты (термические методы обезвреживания, переработка золы шламонакопителей в товарную продукцию и др.) были признаны нерациональными. В 2015 году проект получил положительное заключение Росприроднадзора и Главгосэкспертизы, после чего "ВЭБ Инжиниринг" приступил к утилизации отходов. Но как стало известно "Ъ", с 18 апреля по 18 мая 2016 года Росприроднадзор провел внеплановую проверку этой работы. Ведомство пришло к выводу, что результаты, ожидаемые от проекта "ВЭБ Инжиниринг", не достигнуты. "Были отобраны пробы с омоноличенного участка,— рассказали "Ъ" в пресс-службе Росприроднадзора.— Исследования показали, что класс опасности отхода не изменился, воздействие вредных органических веществ и примесей тяжелых металлов на окружающую среду не минимизировано". "Омоноличивание себя не оправдало,— констатирует начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.— По проекту отходы БЦБК должны относиться к пятому классу опасности, однако сейчас они относятся к четвертому классу".
Разработчики проекта не согласны с результатами проверки госкомиссии. "Вывод является в корне неверным, так как исследуемый монолит еще не потерял щелочных свойств, призванных обеззаразить шлам-лигнин,— сообщили "Ъ" представители "ВЭБ Инжиниринг".— Основываясь на разовом отборе, сделан вывод о неработоспособности представленной технологии. При этом промежуточный результат принимается как итоговый, без осмысленного анализа задач производимых работ и динамики процессов".
Пока Росприроднадзор заявил, что применит к компании "меры административного воздействия", однако его специалисты призывают вообще закрыть проект. "Идея "ВЭБ Инжиниринга" вызывала вопросы еще на ранних этапах рассмотрения. Проект в том формате, в котором он существует, реализовывать нельзя,— заявила "Ъ" эксперт Росприроднадзора по Иркутсткой области Ольга Алексеева.— Создание монолита и использование цемента слишком дорого и неэффективно". Она добавила, что в районе, где хранятся омоноличенные отходы, существует реальная опасность схода селевых потоков — последняя такая катастрофа произошла в 1971 году. "Вместе со сточными водами токсичные отходы могут накрыть поселок, федеральную трассу и железную дорогу: мы просто перережем всю страну пополам",— говорит она.
Местные экологи также не в восторге от процесса омоноличивания, но считают его меньшим злом по сравнению с простым хранением отходов на берегу озера. "Осенью я был на территории БЦБК и видел, как изношены хранилища,— рассказал представитель Бурятского регионального объединения по Байкалу Кристиан Ринчинов.— Строительные материалы, из которых они созданы, имеют свой ресурс, и он не вечен. Уже сейчас отходы попадают в Байкал через грунтовые воды и во время больших дождей". Господин Ринчинов призывает "как можно скорее" переместить отходы за пределы Байкальской природной территории: "Пока нет альтернативы, возможно, имеет смысл довести проект омоноличивания до ума — но с условием, что омоноличивание будет производиться порциями и готовые каменные отходы будут сразу же вывозиться". Сегодня Общественная палата проведет специальные слушания, посвященные проблеме отходов БЦБК.