Квантовая экономика неочевиднее физики
Возможно, страны часто стимулируют из бюджета рост чужого, а не своего ВВП
Предположение о том, что ранее независимые в рамках национальных экономик бизнес-циклы синхронизируются, находит подтверждение, кроме того, глобализация торговли распространяет деловые риски по всей цепочке производства быстрее, чем их могут предупреждать национальные регуляторы. Таковы выводы работы группы японских ученых — экономистов, физиков и математиков — в рамках так называемой экономофизики, пытающейся применить наработки физики, в том числе квантовой механики, в экономических исследованиях. Центральный вывод работы — "стимулирование" экономического роста в масштабах одной страны почти не имеет смысла, как и во всей производственной цепочке, кризисы резко и неочевидно повышают влияние отдельных стран в ней на общую производительность.
Европейский портал экономической политики CERP опубликовал сообщение группы японских ученых, в марте 2015 года разместившей в рамках рабочих материалов японского института RIETI работу, описывающую двухлетние промежуточные результаты "экономофизических" исследований мировой торговли. Необычен состав группы: собственно экономистом в ней выступает Цутобу Ватанабэ из Университета Токио, в соавторах статьи — два физика Юити Икэда и Юхеи Сахамото из Университета Киото, математик Хироси Иютоми из Университета Ниигата и три специалиста по информатике — Хидэаки Аояма из Университета Киото, Такааки Ониси из Университета Токио и Такаюки Мидзуно из японского Национального университета информатики. Между тем текст — именно экономическая работа: статья RIETI является частью проекта института, посвященного исследованию торговых сетей и малого и среднего бизнеса, предметом изучения было влияние европейского экономического и будущего Транстихоокеанского партнерства на массовый японский бизнес.
Идея "экономофизики" в описании авторов заключается в попытке перенесения из физического инструментария в экономический методов, применяющихся в физике для анализа динамического взаимодействия множества объектов, в частности исследования свойств сетей (см. также "Ъ" от 11 июля). Авторы заявляют, что сопоставимыми с сетью мировой торговли могут быть объекты, изучаемые в рамках квантовой механики. В работе исследовались три возможных аспекта поведения мировой производственно-торговой сети как среды: синхронизация внутри нее бизнес-циклов, распространение рисков и изменение роли отдельных участков среды при шоках в других участках среды. Объект изучения — данные Global Production Network (G7) за 1998-2014 годы.
Первое предположение группы о синхронизации национальных бизнес-циклов при торговой глобализации выглядит тривиальным, ранее оно подтверждалось в десятках работ, использующих иные методики. Впрочем, в статье RIETI оно увязано с двумя другими — выявляемая довольно нетривиальная механика синхронизации показывает, почему усилия национальных центробанков по "стимулированию" экономического роста отчасти бессмысленны в условиях глобализации. Распространение экономических рисков в среде цепочек торговли и кооперации быстрее, чем это можно было ожидать, сами цепочки, как правило, являются межотраслевыми (кризис на рынке стали влияет на транспортное машиностроение, а через него на лесопереработку сильнее, чем это можно предполагать, исходя из стандартного анализа внешней торговли) и под воздействием внутрисистемных шоков быстро перестраиваются (в течение года-двух — RIETI приводит визуализацию основных "кластеров" мировой торговли для 2004, 2007, 2010 и 2013 годов, принципиально отличающихся друг от друга). Таким образом, "стимулирующие" усилия регуляторов в одной стране могут отзываться в другой отрасли и в другой стране — и неожиданно, и с результатом, которого ЦБ или минфины двух стран вообще не ожидали.
При этом, похоже, скоординированная общая политика стимулирования экономического роста в ответ на кризис — это отчасти работающая, но вряд ли эффективная экономическая политика. Как указывается в части работы, посвященной кризису 2008 года, в стандартной некризисной ситуации в мировой торговле около 60% "структурной контролируемости" сети приходится на 3-4% "узлов сети" (driver nodes) в разных юрисдикциях. Число "узлов сети" в кризис немного растет, зато их влияние на свойства сети вырастает до более 80%. На практике это может означать, что "стимулирование роста ВВП" само по себе довольно затратное для любой страны мероприятие, для той части ВВП, которая является составляющей глобального производства, может быть в зависимости от статуса в цепочке или бессмысленным, или, напротив, необходимым — но скорее другим странам-партнерам, но на состоянии ВВП в самой стране, тратящей деньги на поддержку промышленности или сервиса, краткосрочно не отражающимся.