Президенту Российской Федерации Путину В.В.
Господин Президент!
Российская фундаментальная наука переживает кризис с начала 1990-х годов, и не только вследствие бедственного финансового положения. На протяжении уже многих лет она подвергается беспрецедентному давлению со стороны государственных структур, затевающих все новые и новые “реформы”, результатом которых становится ее последовательная деградация. В числе их реформа Российской академии наук (РАН) 2013 года, когда академической науке был нанесен почти смертельный удар. Сейчас начался ее новый этап, который непосредственно коснется всех институтов и всех сотрудников. На уровне правительства и от имени Федерального агентства научных организаций (ФАНО) не в меру ретивыми “эффективными менеджерами” выдвинуты и реализуются совершенно нелепые проекты укрупнения институтов путем их интеграции на “междисциплинарной” основе. Делается это по злому умыслу или по недомыслию — вопрос второстепенный, важно то, что до “окончательного решения” судьбы науки в России осталось уже совсем немного. Время политкорректности закончилось, давно пора назвать вещи своими именами.
Сейчас стало совершенно очевидным, что последние три года реформы фундаментальной науки в России не принесли никаких положительных результатов. К явно отрицательным ее следствиям относятся: падение авторитета науки в обществе, а российской науки – в мире, полное разрушение системы управления наукой, демотивация и деморализация активно работающих ученых, новая волна научной эмиграции, особенно среди молодежи, резкая активизация бюрократов и проходимцев от науки, подмена научных критериев оценки бессмысленной формалистикой, уменьшение доли качественных отечественных публикаций в мировой науке. В результате мы стоим на грани окончательной ликвидации конкурентноспособной научной отрасли — одной из традиционных опор российской государственности. Ситуация стала критической и требует принятия неотложных мер со стороны высшего руководства страны.
В этой связи мы считаем, что Федеральному Собранию и Правительству необходимо срочно внести существенные коррективы в программу научных реформ. Главными из них должны стать признание фундаментальной науки самостоятельной и самоценной областью деятельности, включение ее развития в список государственных приоритетов, восстановление единства системы научных институтов и РАН. Без этого невозможно создание современной инновационной экономики в нашей стране.
Первыми шагами на этом пути могли бы быть следующие решения:
1. Переподчинение ФАНО Российской академии наук, чтобы эта организация стала ее составной частью и отвечала только за хозяйственные вопросы и управление имуществом, но никак не за руководство научными исследованиями, утверждение их планов, оценку эффективности работы институтов и их руководства. Все права учредителя научных институтов следует вернуть РАН.
2. Все научные институты РАН должны рассматриваться как неотъемлемая часть Российской академии наук и вести исследования под ее научно-методическим руководством.
3. Немедленное прекращение разрушительной кампании по бессмысленной реструктуризации сложившейся за многие годы системы существующих институтов РАН, проводимой без одобрения научного сообщества и без ясного понимания целей и задач, равно как и структуры современной науки.
4. Вывод академической науки из-под юрисдикции Министерства образования и науки. Кардинальный пересмотр приоритетов и принципов работы этого министерства путем образования нового Министерства образования и независимого Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) как центрального органа по организации прикладных исследований в стране.
5. Воссоздание в системе РАН научной аспирантуры, нацеленной на подготовку ученых - исследователей, передача РАН контроля над ВАК.
6. Кратное увеличение финансирования академической науки и радикальный пересмотр структуры этого финансирования. Вместо идеи укрепления науки за счет “покупки” ученых за рубежом создание нормальных условий для ученых, работающих в России.
7. Реальное включение активно работающих ученых, пользующихся доверием научного сообщества и мировым признанием, в систему государственного управления наукой, восстановление академических свобод и демократического самоуправления научных учреждений.
Все эти меры требуют существенного изменения существующей законодательной базы в области управления наукой, что должно быть в числе приоритетных задач нового соcтава Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства. Коррекция реформы российской науки должна разрабатываться и проводиться не вопреки, а вместе со всем научным сообществом. Научное творчество должно быть свободным, в том числе и от разного рода целеуказаний людей, ничего в нем не смыслящих. Только ученые могут определить, что в науке актуально, а что нет, чем надо заниматься, а чем нет, и как нужно организовать научную работу. Необходимо признать, что без базовой фундаментальной науки невозможно развитие прикладной науки и обеспечение достойного уровня высшего образования, современной промышленности и обороноспособности страны. Время не ждет, мы находимся на последнем рубеже и отступать дальше некуда!
Академики:
Александров Е.Б.
Алимов А.Ф.
Алферов Ж.И.
Андреев А.Ф.
Апресян Ю.Д.
Арбатов А.Г.
Асеев А.Л.
Бакланов П.Я.
Бердышев В.И.
Бугаев А.С.
Бухарин О.В.
Варшалович Д.А.
Гапонов-Грехов А.В.
Гвоздев В.А.
Герштейн С.С.
Гительзон И.И.
Гордеев Е.И.
Горьков Л.П.
Гуляев Ю.В.
Дгебуадзе Ю.Ю.
Диканский Н.С.
Дмитриев В.В.
Дыбо В.А.
Дымников В.П.
Ершов Ю.Л.
Железняков В.В.
Жеребцов Г.А.
Жимулев И.Ф.
Захаров В.Е.
Зеленый Л.М.
Иванов Вяч. Вс.
Инге-Вечтомов С.Г.
Казанский Н.Н.
Каплянский А.А.
Кардашев Н.С.
Ковальчук Б.М.
Козлов В.А.
Коропачинский И.Ю.
Коротеев В.А.
Котляков В.М.
Крымский Г.Ф.
Кузнецов Н.А.
Кузьмин М.И.
Левин В.А.
Леонтьев Л.И.
Литвак А.Г.
Месяц Г.А.
Мясников В.С.
Мясоедов Н.Ф.
Накоряков В.Е.
Некипелов А.Д.
Новожилов Г.В.
Овчинников Л.П.
Парийский Ю.Н.
Паршин А.Н.
Пивоваров Ю.С.
Полтерович В.М.
Пустовойт В.И.
Розанов А.Ю.
Рыжов Ю.А.
Садовский М.В.
Саркисов А.А.
Саркисян А.С.
Смирнов В.П.
Смирнов Л.А.
Спирин А.С.
Старобинский А.А.
Стишов С.М.
Сурис Р.А.
Тимофеев В.Б.
Трофимов Б.А.
Устинов В.В.
Филиппов Г.А.
Цветков Ю.Д.
Чаплик А.В.
Черепащук А.М.
Черешнев В.А.
Шалагин А.М.
Штарк М.Б.
Члены-корреспонденты РАН:
Алпатов В.И.
Аникин А.Е.
Анфилогов В.М.
Арсеев П.И.
Батенин В.М.
Белавин А.А.
Богатов В.В.
Богданов В.Д.
Борисов А.Б.
Бражкин В.В.
Вараксин А.Ю.
Веснин А.Ю.
Виноградов Е.А.
Волович И.В.
Воронов Б.А.
Воропай Н.И.
Гаврилов Н.В.
Гиппиус А.А.
Головнев А.В,
Гончаров С.С.
Гордиенко И.В.
Гощицкий Б.Н.
Гулев С.К.
Двуреченский А.В.
Демаков В.А.
Долгих Г.И.
Дубина М.В.
Дубинин В.Н.
Дыбо А.В.
Жуков А.Е.
Зыбин К.П.
Иванчев С.С.
Иванчик А.И.
Ивченко Е.Л.
Инишева Л.И.
Каляев И.А.
Канель Г.И.
Кведер В.В.
Кожевников В.Л.
Конягин С.В.
Копьев П.С.
Корниенко Н.В.
Кочаровский В.В.
Криксунов Е.А.
Кудеяров В.Н.
Кузнецов Е.А.
Кукушкин И.В.
Лаврик О.И.
Лаженцев В.Н.
Ламин В.А.
Левин Б.В.
Лихолобов В.А.
Мазуров В.Д.
Морозов А.Ю.
Муртазаев А.К.
Набойченко С.С.
Неизвестный И.Г.
Нестеренко Ю.В.
Новиков И.Д.
Орлов Д.О.
Панин И.В.
Пархомчук В.В.
Потехин А.П.
Пухначев В.В.
Ратахин Н.А.
Ремпель А.А.
Репина Л.П.
Ритус В.И.
Рожнов С.В.
Розанов Н.Н.
Розенберг Г.С.
Романов В.Г.
Рукавишников В.С.
Сагарадзе В.В.
Саляев Р.К.
Саранин А.А.
Седельников В.П.
Седов В.В.
Сибельдин Н.Н.
Смирнов Н.Г.
Соболев А.В.
Соломина О.Н.
Соломонов Н.Г.
Сон Э.Е.
Сорокин А.П.
Суслов В.И.
Толстоногов А.А.
Тулохонов А.К.
Топорков А.Л.
Трубецков Д.И.
Ушаков В.Н.
Финкельштейн А.В.
Фомин И.А.
Хазанов Е.А.
Ченцов А.Г.
Черепенин В.А.
Черных Е.Н.
Шпак В.Г.
Шустов Б.М.
Щербинин В.Е.
Щипунов Ю.А.
Яблоков А.В.
Яковлев В.Л.
Яландин М.И.
Профессора РАН
Арбузов А.Б.
Баранов А.Д.
Березович Е.Л.
Брыляков К.П.
Буфетов А.И.
Вафин Р.Р.
Вдовин Е.П.
Галстян А.Г.
Гаранжа В.А.
Глазов М.М.
Голуб Л.Е.
Дворкович А.В.
Закиров Э.
Зилфикаров И.Н.
Зубарев Н.М.
Индрупский И.М.
Калинина М.А.
Карчевский А.А.
Козырев А.В.
Либанов М.В.
Мантуров В.О.
Некрасов И.А.
Нечаев М.С.
Протасов В.Ю.
Успенский Ф.Б.
Шкредов И.Д
.
Письмо единогласно поддержано Президиумом Иркутского научного центра РАН
Сбор подписей продолжается.