«Ни о каком состоянии аффекта тут речи идти не может»
Преступник готовил теракт в Мюнхене несколько месяцев
«Мюнхенский стрелок» открыл фальшивый аккаунт в Facebook, чтобы привлечь людей в «Макдоналдс», где он затем начал стрельбу. Об этом сообщил глава баварской криминальной полиции Роберт Хаймбергер. 22 июля 18-летний немец иранского происхождения Али Давид Сонболи открыл огонь в торговом центре «Олимпия» на севере баварской столицы. Девять человек были убиты, 35 пострадали. Сам преступник застрелился, когда увидел полицейских. Мюнхенский стрелок готовился к атаке около года, сообщил собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Германии Олег Зиньковский.
«Ни о какой спонтанности, ни о каком состоянии аффекта тут речи идти не может. Действительно, говорят о том, что человек готовился к этому задолго, даже при обыске в его комнате в той квартире, где он жил с родителями, обнаружено множество улик, свидетельствующих об этом. Этот молодой человек совершенно недвусмысленно ориентировался на широко известное массовое убийство, совершенно Андерсом Брейвиком в Норвегии. Он искал все, связанное с Брейвиком, в интернете и даже написал некий манифест. То есть все это готовилось задолго, более того, он же в Макдоналдс, в котором открыл стрельбу в Мюнхене, пригласил через фейковый аккаунт на Facebook, предложив людям бесплатно их там угостить. Так вот, этот фейковый аккаунт от лица какой-то девушки он открыл в интернете в мае», — рассказал Зиньковский.
Ранее в немецких СМИ появилось видео перепалки между преступником и жильцом одного из мюнхенских домов. Оно было снято незадолго до нападения на ТЦ. Мужчина, обращаясь к молодому человеку, выкрикивал оскорбления националистического характера. Тот в ответ заявил, что он немец, и начал стрелять. В полиции ФРГ сообщили, что мюнхенский стрелок был из мусульманской семьи, но мог принять христианство. Из-за сложившейся ситуации с мигрантами в опасном положении находится не только Германия, но и вся Европа. Так считает политолог Сергей Караганов.
«Для того чтобы такие конфликты возникали, нужно не большинство даже со стороны коренных жителей, а небольшое количество. Человек, видимо, был психически нестабилен, обиделся. Таких случаев могут быть тысячи и тысячи, а в новой политической ситуации эти все случаи становятся похожими на казус Белли — все считают, что это война. Если бы я был европейцем, я бы закрыл границы, начал бы усиление всех незарегистрированных, удесятерил бы количество шпионов в этнических сообществах, утроил бы количество полицейских. Но я надеюсь, что меня не слышат европейские друзья, потому что они обвинят меня в том, что я им предлагаю создать авторитарный режим», — заявил «Коммерсантъ FM» Караганов.
Миграционный кризис, несомненно, усугубляет и проблемы с безопасностью и противодействием терроризму. И традиционные методы борьбы с подобным явлением все очевиднее показывают свою неэффективность, отмечает ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Ирина Кобринская.
«Можно закрыть границу в одной стране, и мы получаем Брейвика, или мы получаем вот этого человека, который стрелял в Мюнхене. Он не пересекал границу. Тотальная слежка — не вариант, для Европы это просто неприемлемо. Хотя слежка, безусловно, ведется. Если так много терактов, значит, она ведется недостаточно эффективно. С другой стороны, давайте возьмем Турцию, страну, где тотальная слежка, — сколько там терактов! Значит, и тотальная слежка не очень помогает, потому что решить эту проблему целиком, с моей точки зрения, особенно на фоне того, что происходит на Ближнем Востоке, — сейчас снова обостряется ситуация в Афганистане, — нельзя. К большому сожалению, мы живем в очень небезопасном мире и должны к этому относиться, как есть», — уверена Кобринская.
24 июля поздно вечером в баварском городе Ансбах прогремел взрыв. МВД региона не исключает теракт.