Набирая обороты

Промышленность

В январе — мае 2016 года индекс промышленного производства составил 106,3% к аналогичному периоду 2015 года. В январе — мае прошлого года было зафиксировано падение индекса на 2,5%. До конца 2016 года прогнозируется сохранение сформировавшихся положительных тенденций.

Олег Привалов

Рост индекса промпроизводства Ленобласти выше, чем по России в целом (рост за январь — май 2016 года составил 0,1%) и Северо-Западному федеральному округу (рост на 0,6%). По плану развития Ленинградской области рост промпроизводства в 2016 году должен составить 2,4%, а в 2017-м — 3%.

По данным заместителя председателя правительства Ленинградской области Дмитрия Ялова, сейчас ВРП Ленинградской области оценивается на уровне 810,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,5% выше уровня 2015 года. Увеличение ВРП будет обеспечено ростом промышленного производства (на 2,1%), сельского хозяйства (на 0,6%), торговли (на 0,5%) к уровню 2015 года.

Основную долю в промышленности региона занимает обрабатывающее производство, которое представлено в Ленинградской области предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, химическим, металлургическим производствами, предприятиями по производству автотранспортных средств, производству электрооборудования и другими.

Господин Ялов считает, что увеличение объемов производства на предприятиях производственных отраслей связано с вложением инвестиций в собственный капитал. В частности, объем инвестиций ЗАО "Метахим" (производство серной кислоты, фосфорной кислоты, полифосфатов и минеральных удобрений) в 2015 году составил 200 млн рублей, ООО "ПГ Фосфорит" (производство фосфорных удобрений и кормовых фосфатов) — 2,456 млрд рублей, что привело к увеличение объема выпускаемой продукции ООО "ПГ Фосфорит" на 44% по отношению к аналогичному периоду 2014 года, ЗАО "Метахим" — на 47% по отношению к 2014 году.

"В производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, повышение индекса промышленного производства произошло за счет увеличения объемов производства таких крупных предприятий отрасли, как ЗАО "Филипп Моррис Ижора" (за 2015 год на предприятии произошло увеличение объема выпускаемой продукции на 24% по отношению к аналогичному периоду 2014 года, инвестиции в основной капитал предприятия в 2015 году составили свыше 1,5 млрд рублей). Кроме того, ООО "Орими" за январь — декабрь 2015 года увеличило объем выпускаемой продукции на 43% по отношению к аналогичному периоду 2014 года за счет расширения производственных мощностей и совершенствования технологических процессов", — рассказал чиновник.

В объеме производства транспортных средств и оборудования (индекс промышленного производства в 2015 году составил 101,7% к предыдущему году в сопоставимых ценах) существенную долю (более 70%) занимает АО "Тихвинский вагоностроительный завод", увеличившее объем производства на 39% за счет инвестирования в основной капитал свыше 600 млн рублей и заключения выгодного контракта на строительства вагонов для перевозки лесоматериалов.

Эксперты говорят, что для более комплексного и динамичного развития региону необходимо решить ряд проблем, среди которых нехватка квалифицированных рабочих кадров, дороговизна привлекаемых промпредприятиями кредитов, недостаточная инфраструктура для поддержания и развития новых производств. Об этих проблемах знают и власти региона, в связи с чем была разработана "Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года", одной из основных задач которой заявлено индустриальное лидерство региона в ближайшие 15 лет. Для достижения этого взят курс на кластерное развитие промышленности, в том числе и промышленности строительных материалов.

Другие направления, предусмотренные "Стратегией-2030", помимо "индустриального лидерства", — это "продовольственная безопасность", "современный транспортно-логистический комплекс", "здоровье населения", "профессиональное образование" и "комфортные поселения".

К разработке проекта кластера "индустриальное лидерство" привлекались и специалисты компании H+H. Генеральный директор ООО "H+H" Нина Авдюшина говорит: "По нашему мнению, одним из драйверов экономики области должна стать транспортная логистика. Благодаря своему удачному географическому расположению, в области могут развиваться все виды транспорта — от воздушного до трубопроводного. От этого выиграют все сферы производства области, в том числе и производство стройматериалов".

Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, отмечает, что ослабление рубля дает промышленности возможности роста, однако пока еще интерес западных инвесторов даже в этой сфере сдержанный, а потенциал отечественных предприятий по строительству ограничен в связи со сложностями с кредитованием. "Совершенно обоснованно, что направлением деятельности правительства Ленинградской области стала работа по поддержке промышленных парков, как государственных, так и частных. Но это долгие инвестиции, поэтому отдача будет заметна через несколько лет", — полагает он.

В последние годы на территории области заявлено строительство нескольких крупных технопарков: технопарк "Тосно", под строительство которого выделено 100 га земли в Тосненском районе Ленобласти, для размещения медицинских, фармацевтических и других подобных производств в области; индустриальный парк "Южные ворота" в городе Коммунаре Гатчинского района Ленобласти (на площади 100 га смогут разместиться предприятия III, IV и V классов опасности — такие как производство автомобильной, автобусной, сельскохозяйственной техники и автокомпонентов, электронного оборудования, строительных материалов, деревообработка); "Мультимодальный комплекс "Усть-Луга"" (в комплекс "Усть-Луга" войдут зона "Сухого порта", промышленная зона "Югантово", а также зона грузового аэропорта и "Аэротрополиса", благодаря реализации проекта в регион удастся привлечь более 110,8 млрд рублей инвестиций).

Развиваются также и предприятия химической промышленности. К примеру, компания "Еврохим" начала строительство завода по производству аммиака на территории промышленной зоны "Фосфорит" в городе Кингисеппе Ленинградской области. Ввести в эксплуатацию производство планируется в августе 2018 года. Производство метанола, которое создается компанией НГСК в Кингисеппском районе, будет введено в эксплуатацию в 2019 году.

В настоящий момент в Ленинградской области насчитывается 16 индустриальных парков на территории площадью 1600 га. Как правило, они расположены за пределами города, недалеко от КАД. Кроме того, работает восемь логистических зон и более 60 "обыкновенных" промышленных зон.

С индустриальными парками у Ленобласти все было не так просто в последние пять лет. Дело в том, что в 2011-2013 годах в регионе случился настоящий бум строительства подобных площадок, особенно в сегменте greenfield (возведение площадки на свободной территории). Обычно резидентам-промышленникам оператор парка предлагал участок в парке в аренду или собственность, а также строительство промышленного объекта "под ключ". Однако впоследствии оказалось, что часть парков существует лишь на бумаге, другая часть испытывает трудности с подключением к сетям. Более того, в 2012-2014 годах многие индустриальные парки стояли полупустыми — объемы предложения земли в них существенно превышали уровень спроса.

Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade, считает, что из всех индустриальных парков Ленобласти лишь десяток наиболее эффективен с позиций привлечения инвестиций. Среди них, например, такие инвестиционные проекты, как Северо-Западный нанотехнологический центр в Гатчине, Усть-Лужский индустриальный парк в Кингисеппском районе, "Гринстэйт" (Greenstate) во Всеволожском районе.

В 2016 году властями региона было объявлено, что пора перейти от декларации о развитии индустриальных парков к их фактическому созданию. Для этого область введет специальное ранжирование промплощадок по их "адекватности". Реально работающие, имеющие все разрешения и инфраструктуру индустриальные парки получат визу от правительства.

"Таким образом, в Ленинградской области прошло время, когда под новые проекты можно было занимать площадки, освободившиеся закрытыми предприятиями. Сегодня развитие возможно только с помощью индустриальных парков", — резюмирует маркетолог-аналитик ЗАО "БФА-Девелопмент" Екатерина Беляева.

Вся лента