Выборы не покажут
Видеонаблюдение на избирательных участках Южного Урала вестись не будет
Челябинская область продолжает готовиться к выборам депутатов в Госдуму седьмого созыва. На эти цели из федерального бюджета регион получил 204,8 млн руб. Более 60% средств пойдет на оплату труда участковых избиркомов. Регион получит 119 комплектов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которые будут установлены на 5% участков в день голосования. При этом видеонаблюдение за выборами вестись не будет из-за недостатка финансирования. По мнению наблюдателей, отсутствие видеокамер и общественного контроля на участках ставит под вопрос обеспечение чистоты голосования.
Как рассказали «Ъ-Южный Урал» в облизбиркоме, из федерального бюджета на кампанию по проведению выборов в Госдуму Челябинской области выделено 204,8 млн руб. Не менее 64% из этой суммы будет распределено на оплату труда участковых избирательных комиссий. Видеонаблюдения на участках в этом году не будет. «Средства на видеонаблюдение из федерального бюджета не выделены. Оно будет только там, где проходят региональные выборы, выборы губернаторов», — пояснили в облизбиркоме. Ранее глава ЦИК РФ Элла Памфилова заявила, что рассчитывает, что избирательные участки в регионах и районах, где ожидается наибольшая конкуренция на предстоящих в сентябре парламентских выборах, будут обеспечены видеокамерами. По ее словам, «это будет в целом ряде регионов, в крупных городах». В каких именно, она не уточняла. Челябинская область получит 119 комплектов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). К выборам в области откроется 2,279 тыс. избирательных участков, то есть КОИБами будет оснащено 5% из них (как и на выборах в Госдуму в 2011 году).
Челябинская область также получила из ЦИК 5,5 млн специальных марок, которые обеспечат избирательным бюллетеням дополнительную степень защиты. До 5 августа марки передадут в окружные избирательные комиссии для дальнейшего распределения по избиркомам. «Бюллетени без марки (или с поврежденной маркой. — „Ъ”) признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются», — добавил представитель избиркома.
Напомним, в Челябинской области 18 сентября пройдут выборы депутатов Госдумы и довыборы муниципальных депутатов. По состоянию на 1 июля 2016 года, в регионе 2,7 млн избирателей. По данным на 25 июля, по пяти одномандатным округам выдвинулось 58 кандидатов в депутаты Госдумы, среди которых десять самовыдвиженцев. Ни один самовыдвиженец еще не зарегистрирован, до 3 августа они должны предоставить в избирком подписные листы. Своих кандидатов на выборы выставили партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Коммунистов России», «Яблоко», «Родина», «Партия Роста», «Зеленые», «Партия народной свободы» (ПАРНАС), «Патриоты России», «Партия Великое отечество», «Гражданская сила», «Гражданская платформа». Самое большое число кандидатов, 16 человек, в Златоустовском округе, меньше всего в Магнитогорском — восемь. Наблюдать за ходом голосования на участках имеют право только представители партий и кандидатов.
Руководитель фонда «Голос-Урал» Юрий Гурман считает, что сложившаяся ситуация с отсутствием общественных наблюдателей и видеокамер на участках существенно снижает прозрачность хода голосования. «Наблюдение объективно уменьшено. Общественного наблюдения нет, если видеонаблюдения не будет, ставится серьезный вопрос о том, что будет происходить на участке в день голосования», — говорит он. По его оценке, общественное наблюдение помогало не столько оспорить итоги голосования, сколько не допустить «вбросов», попыток переписать итоговые протоколы. Видеонаблюдение, по словам господина Гурмана, удерживало членов избирательных комиссий от нарушений, когда кандидаты настаивали на приписывании им нужных результатов. «Члены комиссий могли отказаться, опираясь на видеонаблюдение, присутствие наблюдателей. Теперь не будет никого. Я очень хорошо представляю, что будет твориться на выборах в сельской местности, где начальству отказать нельзя», — считает господин Гурман. По его словам, наблюдатели от партий, как правило, соблюдают интересы своих кандидатов, а не избирателей, поэтому, считает он, на участках «не останется тех, кто защищал бы права электората».