Противники «пакета Яровой» дошли до суда
Начались слушания по иску организаторов оппозиционной акции к мэрии Москвы
Тверской райсуд Москвы начал рассмотрение иска группы гражданских активистов во главе с соратником Алексея Навального Леонидом Волковым, которые жалуются на нарушение ст. 149 УК РФ (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них) столичной мэрией. Поводом стало решение отклонить заявку на проведение митинга против «пакета Яровой» на площади у Яузских ворот 26 июля. Ранее, как отмечал господин Волков, столичные чиновники сами предложили площадь Яузских ворот для проведения акции. Рассмотрение иска организаторов к мэрии назначено на утро 26 июля, таким образом, решение может быть вынесено за несколько часов до предполагаемого начала митинга.
В Тверском райсуде Москвы в понедельник прошло предварительное заседание по иску к московским властям инициаторов митинга против «пакета Яровой».
Группа гражданских активистов во главе с Леонидом Волковым (он является одним из постоянных организаторов оппозиционных митингов) подала ранее в столичную мэрию соответствующее уведомление о проведении акции на Славянской площади. Митинг планировалось провести в защиту «свободы интернета и права пользователей в России». Инициаторы акции, недовольные принятием антитеррористических поправок, заявили о «беспрецедентном наступлении на интернет», которое ведет власть. Напомним, речь идет о подписанном 7 июля президентом России Владимиром Путиным законе, известном как «пакет Яровой» (документ был подготовлен и внесен главой комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой). Согласно принятым нормам интернет-компании должны хранить информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуковых файлов и видео на территории России в течение одного года, а операторы связи — в течение трех лет, при этом срок хранения содержания разговоров и переписки составит до шести месяцев. Операторы связи также должны будут предоставлять по требованию правоохранительных органов информацию о пользователях и оказанных им услугах. Мессенджеры и соцсети обязали при использовании дополнительного кодирования сообщений предоставлять ФСБ ключи для их декодирования. Документ был принят несмотря на призыва членов Совета по правам человека при президенте РФ, бизнес-омбудсмена и сотовых операторов отклонить и доработать текст.
22 июля столичные власти объявили об отказе в проведении митинга. «В ходе оформления не была должным образом соблюдена процедура согласования»,— пояснил руководитель департамента региональной безопасности мэрии Москвы Алексей Майоров. По словам господина Волкова, мэрия предложила перенести акцию со Славянской площади на площадь Яузских ворот с сокращением численности с 2 тыс. до 1 тыс. человек. Однако 25 июля столичные власти вновь запретили проведение акции — на сей раз уже у Яузских ворот. Отказ был мотивирован тем, что 26 июля у памятника пограничникам Отечества «согласовано другое публичное мероприятие».
Этот факт и послужил причиной обращения в суд. Леонид Волков отметил, что в действиях столичных чиновников усматривается состав ст. 149 УК РФ (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них). Организаторы же, по словам господина Волкова, установленный законом порядок согласования митинга «полностью выполнили».
Предварительные слушания в Тверском суде в понедельник завершились через несколько минут после их начала, причем присутствовавший представитель мэрии отметил, что в адрес городских властей «в интернете сыплются оскорбления». Слушания по существу иска должны состояться в Тверском райсуде 26 июля в 10:00. Организаторы митинга отмечают, что решение суда может состояться всего за несколько часов до его предполагаемого начала. В случае отказа суда признать правоту организаторов Леонид Волков, по его словам, «воздержится призывать людей идти» на мероприятие.
Почему действие закона предлагается отложить до 2023 года
Член Совета федерации Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, отодвигающий вступление в силу отдельных положений антитеррористического «пакета Яровой» на 2023 год вместо 2018-го, в частности, речь идет об обязанности для операторов связи по длительному хранению информации пользователей. Сенатор указывает, что дата-центры к указанному в законе сроку построены быть не могут. В думском комитете по безопасности сообщили “Ъ”, что изменения в закон будут вносить только после того, как он начнет работать на практике. Читайте подробнее