Скоростной допуск
Российские олимпийские команды собираются в Рио с потерями
На следующий день после того, как Международный олимпийский комитет (МОК) отказался отстранять сборную России от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, ситуация для нее поначалу стала еще чуть более оптимистичной. Сразу несколько международных федераций, которым МОК делегировал право допуска российских спортсменов в Рио, сообщили о том, что не имеют претензий к российским командам. Впрочем, президент Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков предупредил, что в процессе оформления допуска на Олимпиаду проблемы у некоторых из них еще могут возникнуть из-за наличия в заявках атлетов с допинговым бэкграундом, а также из-за того, что в докладе независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) упоминается несколько сотен якобы скрытых допинг-проб россиян из разных, в том числе представленных в Бразилии, видов. Его прогноз сбылся быстро. Международная федерация водных видов спорта (FINA) объявила о том, что не допустит к участию в Олимпиаде семерых российских пловцов, в том числе лучшую брассистку мира Юлию Ефимову.
Право участвовать в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро Россия отстояла в воскресенье вечером (см. “Ъ” от 25 июля), а уже с утра на следующий день стали поступать приятные для нее известия из международных спортивных федераций. Именно им Международный олимпийский комитет, отказавшись применять к российской сборной самое суровое наказание — отстранение от Олимпиады, передал право по допуску спортсменов. И этим правом некоторые структуры поторопились воспользоваться как можно скорее.
Речь, правда, в основном идет о тех видах, в которых представлены, скажем так, довольно компактные российские команды и соревнования в которых вряд ли окажут решающее влияние на положение в медальном зачете. Первой буквально через пару часов после судьбоносного заседания объявила о том, что допускает всех попавших в олимпийскую заявку игроков из России, Международная федерация тенниса. Так же поступили федерации стрельбы из лука и конного спорта. Кроме того, выразили готовность решить все формальности как можно скорее, кажется, не имеющие никаких претензий к России структуры, отвечающие за фехтование, современное пятиборье, бокс, волейбол.
Однако на экстренном заседании исполкома Олимпийского комитета России его президент Александр Жуков предупредил, что «парад признаний» может оказаться не настолько триумфальным. Делегируя право допуска россиян в Рио федерациям, МОК сопроводил его условием обязательного соответствия критерию «абсолютной “чистоты”» спортсменов. Александр Жуков сказал, что, по его данным, в нынешней — уже сокращенной после подтверждения дисквалификации легкоатлетов — заявке значатся восемь человек с допинговой историей.
В ней действительно можно обнаружить группу спортсменов, в карьере которых были допинговые дисквалификации или, по крайней мере, угроза их. Причем их больше восьми. Это велосипедисты Ильнур Закарин, Ольга Забелинская и Сергей Шилов, пловцы Юлия Ефимова, Наталья Ловцова, Анастасия Крапивина и Михаил Довгалюк, гребцы Анастасия Карабельщикова и Иван Подшивалов, тяжелоатлетки Татьяна Каширина и Анастасия Романова, борец Виктор Лебедев. Среди этих атлетов есть и безусловные претенденты на награды Олимпиады — например, Ефимова и Лебедев.
Что касается суперзвезды сборной, лучшей брассистки мира Юлии Ефимовой, то, отвечая на вопрос, правда ли, что она не сможет выступить в Рио, поскольку не удовлетворяет основному критерию МОК, Александр Жуков ответил: «Да, Ефимова была дисквалифицирована».
Александр Жуков также напомнил, что в докладе комиссии Ричарда Макларена содержалась информация о якобы скрытых допинг-пробах российских спортсменов (их имена не обнародовались). Таких проб в общей сложности более 600, и многие относятся к видам из олимпийской программы — тяжелой атлетике, борьбе, гребле на байдарках и каноэ, академической гребле, велоспорту, плаванию, дзюдо, волейболу, боксу, гандболу, тхэквондо, фехтованию, триатлону, современному пятиборью, парусному спорту, настольному теннису, водному поло. Александр Жуков признал, что «по этому вопросу ясности нет», но «может появиться дополнительная информация у международных федераций». «Они должны будут обсудить ситуацию с нашими спортсменами и принять решение, как поступать в этом случае»,— сказал господин Жуков, попросив руководителей федераций «в кратчайшие сроки это выяснить».
Прогноз господина Жукова сбылся быстро. Буквально через несколько часов Международная федерация водных видов спорта объявила о том, что не допустит к участию в Олимпиаде семерых российских спортсменов. Наряду с Юлией Ефимовой, Натальей Ловцовой, Михаилом Довгалюком и Анастасией Крапивиной в стоп-лист оказались включены Никита Лобинцев, Владимир Морозов и Дарья Устинова. Причем первые двое — это лидеры команды, имеющие в послужном списке олимпийские награды. Выяснилось, что они — как раз фигуранты отчета независимой комиссии WADA. Агент Юлии Ефимовой Андрей Митьков сказал, что пловчиха намерена обратиться в CAS, чтобы опротестовать решение FINA. Надежду госпоже Ефимовой и другим очутившимся в схожем с ней положении дает в том числе иск, выигранный в 2011 году у МОК в Спортивном арбитражном суде (CAS) американским бегуном Лашоном Мерритом. Благодаря ему было отменено правило двойного наказания, по которому спортсмен, попавшийся на допинге, не мог быть допущен на ближайшую после отбытия дисквалификации Олимпиаду.
Кажется, схожие сложности ждут и российскую команду тяжелоатлетов. Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) выпустила пресс-релиз, в котором сказано, что «для того чтобы определиться со списком допущенных до Олимпиады российских спортсменов», федерация «связалась с МОК и WADA с целью получить дополнительные разъяснения относительно реализации решения и чтобы избежать недопонимания по некоторым пунктам». О том, что подразумевается под этими пунктами, нетрудно догадаться. В июне Федерация тяжелой атлетики России (ФТАР) уже лишилась двух олимпийских квот за выявленные многочисленные нарушения антидопингового регламента. Было известно, что IWF даже рассматривает вопрос о ее полном отстранении от Олимпийских игр.
Не наступила еще ясность и с составом независимой комиссии по антидопинговым разбирательствам, созданной по поручению Владимира Путина. Назначенный ее главой почетный член МОК Виталий Смирнов рассказал после заседания исполкома ОКР, что он «окончательно пока не определен». При этом господин Смирнов уточнил, что в него «войдут представители МОК и СМИ», а также заверил, что комиссия будет сотрудничать с WADA. Ее состав — как и состав сборной России с учетом мнения международных федераций — видимо, будет утвержден на следующем заседании исполкома ОКР. Его планируется провести 28 июля. Впрочем, в сообщении на сайте Федерации тенниса России (ФТР) говорится, что «уже известно», что в состав комиссии, наряду с возглавляющим ФТР Шамилем Тарпищевым, войдут являющиеся, как и он, членами МОК Александр Попов и Александр Жуков, «а также представители нашей страны в международных спортивных федерациях — Андрей Бокарев, Алишер Усманов, Владимир Лисин, знаменитые в прошлом спортсмены Александр Карелин, Александр Горшков, другие деятели спорта».
Ее сотрудничество с головным антидопинговым ведомством, надо полагать, будет проходить и в рамках уже анонсированного продолжения расследования нарушений, допущенных Россией в антидопинговой сфере. WADA проинформировало, что продлевает мандат руководителя независимой комиссии Ричарда Макларена, и гарантировало, что антидопинговые организации будут иметь «все данные, которые удастся получить в ходе расследования».