«Мы зашли в экологический тупик»
Экологи опасаются, что загрязнение Байкала может стать необратимым
Российские экологи крайне обеспокоены результатами проверки Росприроднадзора, которая выявила неэффективность действующего проекта утилизации токсичных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) (о результатах проверки “Ъ” сообщил 25 июля). В понедельник в Москве прошли общественные слушания, соорганизатором которых выступила Общественная палата (ОП) РФ. Участники слушаний предупредили о возможных катастрофических последствиях разрушения хранилищ отходов БЦБК.
Токсичные отходы БЦБК, где производство было окончательно остановлено в 2013 году, хранятся в четырнадцати ненадежных картах-накопителях, расположенных недалеко от берега Байкала, констатировал председатель комиссии по экологии и защите окружающей среды ОП РФ Сергей Яковлевич Чернин. Утилизацией отходов занимается компания «ВЭБ-Инжиниринг», направленный на омоноличивание опасных веществ проект которой был отобран для реализации в 2015 году как единственный эффективный. В июле 2016 года по итогам внеплановой проверки Росприроднадзор объявил, что проект не оправдывает ожиданий, «а технология (омоноличивания.— “Ъ”) требует серьезной доработки», пояснил господин Чернин. Единственным вариантом, по его мнению, остается доработать технологию и применить ее на нескольких картах. «Очередная ошибка будет стоить нам еще двух-трех лет. При этом остается опасность разрушения карт путем землетрясения, схода селевых потоков»,— добавил он.
«Отходы все еще принадлежат к третьему-четвертому классу опасности, выбранная технология оказалась несостоятельной,— возражает заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии, член Общественного совета МПР РФ Владислав Жуков.— Мы зашли в экологический тупик. Так как отходы от БЦБК неоднородны, возможно применить разные способы утилизации для разных типов отходов». По мнению господина Жукова, следует учитывать специфику территории, на которой находятся карты-накопители, расположенные в 300–700 м от берега. «Если отходы попадут в воду, мы ничего не сможем исправить: это будет настоящая экологическая катастрофа»,— сказал он. Господин Жуков призвал создать профессиональную рабочую группу для мониторинга экологической ситуации на Байкале с участием экологов, других представителей научного сообщества и правоохранительных органов.
Эксперты также сетуют на неэффективность федеральной целевой программы охраны Байкала и социально-экономического развития прилегающей территории до 2020 года. Руководитель проекта «Сохранение озера Байкал» Екатерина Удеревская предложила расширить финансирование программы на проект создания очистных сооружений в 159 населенных пунктах на Байкале: сейчас эта обязанность возложена на муниципалитеты, но они не справляются с этой работой в связи с нехваткой средств. Неочищенные сточные воды объемом около 3,9 млн куб. м в год наносят Байкалу ущерб, который в итоге может привести к потере статуса одного из самых чистых пресноводных водоемов мира.
Как Байкал избавился от комбината
В феврале 2013 года правительство решило закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦКБ), положив конец одной из самых громких историй борьбы за экологию последних лет. Разбираться с долгами комбината, процессом его остановки и рекультивации территории пришлось ВЭБ. Читайте подробнее