Россия затягивает АСЕАН в борьбу с терроризмом

Сергей Лавров предложил коллегам меры по укреплению безопасности

Москва предлагает странам Юго-Восточной Азии усилить совместную борьбу с терроризмом — в частности, активнее предотвращать пополнение рядов группировки "Исламское государство" за счет граждан России и стран АСЕАН. Также среди российских приоритетов — сотрудничество в киберпространстве и космосе. Это стало ясно по итогам визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Лаос, где вчера прошло заседание министров стран Восточноазиатского саммита и Регионального форума по безопасности. С подробностями из лаосского Вьентьяна — корреспондент "Ъ" ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Рабочий день для Сергея Лаврова начался, пожалуй, с главной двусторонней встречи в расписании его двухдневного визита в Лаос — с госсекретарем США Джоном Керри. Выйдя позднее к журналистам, российский министр рассказал, что в центре внимания была ситуация в Сирии — в частности, реализация шагов по "отмежеванию нормальных оппозиционеров от террористов "Исламского государства" и "Джебхат ан-Нусры"" (ИГ; организации запрещены в РФ), согласованных ранее во время визита господина Керри в Москву. Эта задача ставилась еще несколько месяцев назад, но реализовать ее в полной мере не удалось до сих пор.

По данным "Ъ", американская сторона настаивает на установлении в Сирии на семь дней режима тишины — ради размежевания радикальных боевиков и "умеренных оппозиционеров". В Москве к этому предложению относятся скептически.

После встречи с госсекретарем Керри российская делегация углубилась в многосторонние форматы: приняла участие в министерских заседаниях Восточноазиатского саммита (ВАС) (объединяет десять государств ассоциации и ее партнеров по диалогу — Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Южную Корею, Россию, США и Японию) и Регионального форума по безопасности (АРФ) (десятка плюс 17 государств). Изначально Восточноазиатский саммит занимался исключительно вопросами социально-экономической направленности. Но в 2010 году к нему присоединились Россия и США, после чего начался постепенный поворот к тематике безопасности.

"В ходе выступления мы привлекли внимание к тому, что наряду с многочисленными закрытыми, полузакрытыми механизмами, призванными обеспечивать безопасность и стабильность, в регионе отсутствует зонтичная структура, которая бы объединяла все без исключения государства Азиатско-Тихоокеанского региона и разрабатывала единые для всех правила поведения. Причем на внеблоковой основе, на основе равной и неделимой безопасности",— заявил вчера Сергей Лавров. И напомнил: "Мы такую же инициативу продвигали в Европе, но она холодно была встречена странами НАТО. Здесь ситуация получше. Три года назад по нашему предложению, которое активно поддержали китайские партнеры, в рамках ВАС на уровне экспертов был начат диалог по возможности построения новой архитектуры безопасности".

Вопросами безопасности занимается и АРФ. Накануне переговоров в Лаосе в МИД России рассказали о важности взаимодействия "в борьбе с новыми вызовами и угрозами — терроризмом и транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, морским пиратством, нелегальной миграцией". Дипломаты особо отметили "развитие взаимодействия на относительно новых для АРФ направлениях — в частности, по безопасности использования информационно-коммуникационных технологий и космической деятельности".

По этим двум темам сколь-либо серьезных расхождений в позициях Москвы со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) нет, а вот с Западом они по-прежнему остаются. Очередное подтверждение этому было получено на вчерашней встрече Сергея Лаврова и Джона Керри. Одна из американских журналисток спросила российского министра, как он прокомментирует обвинения в том, что российские хакеры могут быть причастны к недавнему взлому сервера Демократической партии США (об этом, в частности, заявил глава предвыборной кампании Хиллари Клинтон Робби Мук). "Не хочу использовать (бранные.— "Ъ") слова из четырех букв",— со сдержанной улыбкой ответил Сергей Лавров.

Впрочем, для всех — и России, и Запада, и стран АСЕАН — ключевой проблемой в сфере безопасности остается терроризм. При этом Сергей Лавров убежден: в Юго-Восточной Азии "это зло ощущается все больше". По данным "Ъ", в понедельник на встрече Россия--АСЕАН российская делегация предложила странам региона выработать коллективные меры для недопущения роста числа радикалов из России и стран ЮВА, которые вступают в ряды ИГ. Искать решения, как отметили российские дипломаты, планируется "через неформальные встречи министров обороны АСЕАН, совещание старших должностных лиц, рабочую группу по противодействию терроризму и транснациональной преступности".

Кроме того, на заседании в Лаосе Россия предложила странам АСЕАН провести "совместную международную операцию по розыску лиц, обвиняемых в совершении противоправных действий", а также подтвердила решимость дальше укреплять кадровый потенциал асеановских правоохранительных органов. Сергей Лавров вчера рассказал, что "в ближайшие недели" МВД РФ проведет в Нижнем Новгороде очередные специализированные курсы повышения квалификации для силовиков из стран Юго-Восточной Азии. По данным "Ъ", курсы состоятся в сентябре.

Сами же члены АСЕАН в ходе дискуссий по вопросам безопасности больше всего внимания уделяют региональным вопросам — в первую очередь внешнеполитической деятельности Китая. На завершившемся заседании ассоциации, как и в прежние годы, ее члены не смогли выработать четкую единую позицию по активности КНР в Южно-Китайском море (ЮКМ). В тексте итогового коммюнике содержится тезис о важности "немилитаризации и самоограничений" со стороны "государств, имеющих выход к этому морю", но нет прямой критики Пекина. О недавнем решении Международного арбитражного суда, признавшего деятельность Китая в акватории ЮКМ незаконной, не сказано ни слова.

Столь компромиссные формулировки коммюнике вызвали недовольство в Вашингтоне. Джон Керри призвал членов ассоциации не прекращать попыток прийти к консенсусу и все-таки выработать совместное заявление по недавнему постановлению международного суда. При этом он дал понять, какой позиции придерживается: заявил о важности уважения "международной системы, основанной на нормах и правилах, которая защищает права всех наций — будь они большими или маленькими". В Москве же, как и прежде, выдерживают нейтралитет: призывают урегулировать споры на двусторонней основе (что соответствует позиции Китая) и при этом уважать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, о чем постоянно говорят противники Пекина.

Вся лента