«Есть конфликты на очень высоком уровне»
В Федеральную таможенную службу пришли с обысками
В кабинете главы Федеральной таможенной службы прошли обыски. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ». По данным издания, сотрудники ФСБ пришли на рабочее место Андрея Бельянинова сегодня утром. Обыск связан с расследованием контрабандных поставок элитного алкоголя в Россию, сообщил газете «Коммерсантъ» источник в силовых структурах. В незаконном ввозе дорогих спиртных напитков обвиняется один из крупнейших бизнесменов Санкт-Петербурга, глава холдинга «Форум» Дмитрий Михальченко. Председатель Московской коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры» Максим Шеметов обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Анной Казаковой.
— Почему именно в ФТС обыски?
— Мне достаточно сложно сказать. Это, скорее, надо спросить у тех, кто этот обыск инициировал. Скорее всего, это больше некая формальность, нежели достижение определенных целей. Потому что, я думаю, что обыски у главы ФТС вряд ли дадут что-либо в расследовании подобного дела. Маловероятно, что у него могут находиться какие-то документы или доказательства, которые вообще могут иметь к этому отношение.
— То есть обыски прошли непосредственно в кабинете начальника? Как-то ему угрожает?
— По информации СМИ, да. Я думаю, что вряд ли в этом есть какой-либо смысл по таким делам. Более того, насколько известно из средств массовой информации, это дело было возбуждено очень давно, и, я думаю, по прошествии столь длительного времени в принципе проведение обысков маловероятно, что имеет какой-то смысл.
— Петербургский миллиардер Дмитрий Михальченко был арестован 30 марта этого года. Почему обыски только сейчас?
— Мне достаточно сложно сказать. Видимо, органы предварительного следствия только сейчас получили информацию о том, что в этих помещения могут находиться какие-то предметы, имеющие значение для уголовного дела. Но опять же, это надо у них спрашивать.
— Чего можно ждать? Главу ФТС могут в чем-то подозревать? Может быть, коррупция?
— Сами по себе обыски, они, конечно, прямо юридически не указывают на то, что лицо, кому принадлежит это помещение, в чем-либо замешано, его в чем-либо подозревают. Я думаю, подобные следственные действия, не взирая на указания закона, согласовываются на самом верху, это определенный акт устрашения, определенный звонок, видимо, о том, что могут быть проблемы у этого человека.
— Получается, что элитный алкоголь везут контрабандой. Какая вообще может быть схема?
— Я думаю, что не только элитный алкоголь у нас возят контрабандой, достаточно большой ассортимент товаров в Россию попадает по черным или каким-то серым схемам, с занижением таможенных платежей либо с подменой документов, в общем-то, достаточно ситуация распространенная по всей нашей стране. Наверное, уже в последние годы объем контрабанды снизился, но нельзя сказать, что он совсем исчез, и, видимо, учитывая те прибыли, которые получают лица, провозящие товар нелегальным путем без уплаты таможенных платежей положенных, я думаю, что с этим бороться достаточно сложно, и можно сократить объемы, но совсем искоренить это нереально.
— В процессе обысков могут найти что-нибудь другое? Например, по другому уголовному делу возможно привлечение руководства этого ведомства?
— Конечно, я не исключаю, достаточно частая практика, что в ходе обыска находятся какие-то доказательства, и впоследствии возбуждаются другие уголовные дела, которые имеют дальнейшее развитие. Вполне возможно. Но лично я считаю, что проведение обыска у главы столь серьезного ведомства мало чего даст. Маловероятно, что в его кабинете могут находиться какие-либо сведения, документы, которые могут свидетельствовать о совершении кем-либо каких-либо преступлений.
— Возможно ли, что это такой намек Бельянинову? Возможна ли здесь какая-то война спецслужб?
— Вы знаете, в Федеральной таможенной службе на Филях обыски — это, в общем-то, дело в последнее время достаточно уже такое стандартное, и ничего в этом нет экстраординарного. Но вот обыск у главы Федеральной таможенной службы, я считаю, — шаг достаточно серьезный, наверное, это говорит о том, что есть какие-то конфликты на очень высоком уровне, которые позволяют производить такие действия.
— А можете уточнить, между кем и кем возможна такая война?
— Здесь мы можем только гадать. Если брать последние сообщения СМИ, в том числе и связанные с делом Михальченко и других высокопоставленных лиц, наверное, скорее, между Федеральной службой безопасности и ФТС, может быть, какими-то другими органами.