Национальный газовоз
Грузоперевозки
Сектор морских перевозок сжиженного природного газа (СПГ) не избежал влияния кризиса на крупнейших мировых рынках. Несмотря на общее увеличение объемов, стоимость фрахта резко упала из-за избытка транспортных мощностей. На фоне этого место на рынке нефтегазовых перевозок пытается расширить российский "Совкомфлот". Пока все газовозы компании построены за рубежом, но в перспективе Россия планирует возить сырье на собственных СПГ-танкерах. А государство готово менять законодательство, чтобы обеспечить спрос для национального перевозчика.
Рынок морских перевозок СПГ переживает не лучшие времена, несмотря на рост объемов на 2,5% в 2015 году. Избыток мощностей стал причиной низких ставок на аренду СПГ-танкеров: цены упали до $25 тыс. в сутки с пикового значения $155 тыс. в середине 2012 года. По оценке консалтинговой компании Poten & Partners, в 2016 году число простаивающих судов должно сократиться в два раза. Еще через год прогнозируется стабильный спрос на фоне ввода в строй новых мощностей по сжижению и регазификации газа. А в ближайшие три года мировой флот СПГ-танкеров вырастет на 30%, пополнившись 128 новыми судами.
На текущей ситуации на рынке отражается низкий спрос на газ в Азии на фоне роста атомной и угольной генерации энергии в Японии и Южной Корее. Международное энергетическое агентство прогнозирует избыток предложения газа на рынке в ближайшие 15 лет. Дешевый уголь, рост энергоэффективности и производства возобновляемых источников энергии приведут к низким темпам роста спроса на газ. Аналитики предсказывают рост сделок по слиянию и поглощению на рынке морских перевозок. Так, Reuters сообщает, что крупнейшие Dynagas, Golar LNG и GasLog договорились о передаче 14 танкеров в единый пул с целью сокращения издержек. Несколько мелких компаний-перевозчиков получили предложение о поглощении или продаже судов. Сделкой года стало поглощение BG компанией Royal Dutch Shell: в результате на рынке появился крупнейший оператор с флотом в 70 танкеров для перевозки сжиженного природного газа. Согласно оценке Shell, спрос на природный газ в мире до 2020 года будет расти в среднем на 2% в год, в то же время рынок сжиженного природного газа вырастет в два раза.
На этом фоне Россия пытается защитить свой рынок. В российское законодательство могут быть внесены изменения с целью ограничить перевозки нефти и газа судами, ходящими не под российским флагом, а с 2020 года — судами, построенными не в РФ. Предполагается, что к этому времени дальневосточный судостроительный комплекс "Звезда" будет способен выпускать газовозы. Полный ввод в эксплуатацию этого центра судостроения, проект по развитию которого реализуется в настоящее время "Роснефтью" в технологическом партнерстве с рядом зарубежных компаний, ожидается в 2024 году. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), загруженная военными заказами, обещает к 2025 году увеличить долю гражданского судостроения с 10 до 25%. Но пока все газовозы, оперируемые нашим национальным перевозчиком — компанией "Совкомфлот", были построены за рубежом.
Прошлый год стал одним из самых успешных за всю историю существования "Совкомфлота" (крупнейшая российская судоходная компания, 100% акций — у государства). Компания является одним из ведущих в мире игроков в области морской транспортировки углеводородов и обслуживания нефтегазовых проектов на шельфе. Она работает как по долгосрочным контрактам на поставки нефти и СПГ, обеспечение работы нефтегазовых платформ, так и по спотовым договорам. Существующая программа строительства флота ориентирована на высокорентабельный сегмент обслуживания проектов, реализуемых в арктических и субарктических регионах, и предполагает, что новые суда будут ходить под флагом Российской Федерации и специализироваться либо на каботажных перевозках, либо на нефтегазовых проектах на шельфе. К каждому такому проекту "Совкомфлот" подходит индивидуально, заказывая уникальные суда под каждый конкретный проект. Строящиеся сейчас "Совкомфлотом" суда относятся к новому поколению с высоким ледовым классом.
Российский газоперевозчик
В состав газового флота входят 13 судов (одно еще строится). Из 12 эксплуатируемых судов — восемь СПГ-танкеров и четыре судна предназначены для перевозки сжиженного нефтяного газа. Не так давно были списаны отслужившие свой срок "СКФ Арктик" и "СКФ Полар", ставшие первыми газовозами "Совкомфлота". Компания получила их с действующим чартером в интересах компании Stream LNG (совместное предприятие Repsol и Gas Natural). Эти два газовоза первого поколения были построены в 1969 году в Швеции. Благодаря "СКФ Арктик" и "СКФ Полар" "Совкомфлот" приобрел самостоятельный опыт работы в премиальном сегменте рынка по перевозке сжиженного природного газа. Газовозы успешно перевозили СПГ из Катара и Алжира в порты Испании и Франции, из Тринидада и Тобаго в Бостон. В последние годы "СКФ Арктик" и "СКФ Полар" использовались для регазификации и перевалки СПГ по технологии ship-to-ship в рамках проекта "Эскобар" в устье реки Парана в Аргентине, благодаря чему у "Совкомфлота" теперь есть уникальный для российских компаний опыт в этих областях. Сейчас компания надеется использовать его в новом проекте "Газпрома" в Калининграде по строительству плавающего регазификационного терминала Floating Storage Regasification Unit (FSRU) ледового класса Arc 4, который будет построен на верфи Hyundai Heavy Industries.
В числе восьми эксплуатируемых газовозов конвенциональные Tangguh Towuti и Tangguh Batur (построены в 2008 году на верфях Daewoo Shipbuilding Marine Engineering, ходят под флагом Сингапура), Grand Elena и Grand Aniva (построены в 2007 и 2008 годах на верфях Mitsubishi Heavy Industries, ходят под флагом Кипра) и атлантикмаксы Velikiy Novgorod, Pskov, SCF Melampus, SCF Mitre (построены в 2014-2015 годах на верфях STX Shipbuilding, ходят под либерийским флагом). Высокотехнологичные газовозы типа Atlanticmax, зафрахтованные долгосрочными контрактами в интересах "Газпрома" и Shell, могут быть задействованы при перевозке сжиженного природного газа с большинства существующих в мире терминалов СПГ, за исключением Сабетты (проект "Ямал СПГ"). Ледовый класс Ice 2 не позволит использовать эти суда на трассе Северного морского пути. Первый СПГ-танкер ледового класса Arc 7, получивший имя Christophe de Margerie, для проекта "Ямал СПГ" был спущен на воду на верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering в начале года, в октябре этого года будет передан "Совкомфлоту", а в зимнюю навигацию должен пройти ледовые испытания с заходом в порт Сабетта. Планируется, что этот первый газовоз класса Yamalmax, не имеющий аналогов в мире, будет ходить под российским флагом.
Также "Совкомфлот" работает с Shell в рамках "Сахалина-2". Оператор проекта "Сахалин Энерджи" совместно с СКФ управляет нефтегазовым терминалом в порту Пригородное (один из лидеров по объемам перевалки среди российских портовых терминалов). Первая поставка СПГ на мировой рынок проекта "Сахалин-2" была выполнена на газовозе "Совкомфлота" Grand Aniva в марте 2009 года, а в марте 2015 года СПГ-танкер Grand Elena выполнил свой сотый рейс из Пригородного. В августе 2015 года в рамках "Сахалина-2" была выполнена тысячная отгрузка СПГ, большая часть из нее отправлена на газовозах "Совкомфлота". Объем стандартной партии сжиженного природного газа составляет 145 тыс. куб. м. Сейчас компании строят планы по развитию и переводу морского и речного транспорта в России на сжиженный природный газ. Кроме того, "Совкомфлот" надеется, что его газовозы SCF Melampus, SCF Mitre, принятые в эксплуатацию в прошлом году, будут использованы при перевозке сжиженного природного газа с плавающего завода FLNG австралийского проекта "Прелюд" Shell. Сделка по финансированию строительства этих двух танкеров победила в конкурсе отраслевого издания Marine Money в номинации "Проектное финансирование". Российской компании удалось привлечь в проект консорциум европейских банков, в том числе голландский ING Bank N.V. Сделки "Совкомфлота" удостаиваются высших наград Marine Money уже пятый год подряд.
Впереди приватизация
"Совкомфлот" вошел в список активов, пакеты в которых российское правительство рассчитывает продать в 2016 году для пополнения бюджета. Предполагается реализовать пакет в 25% минус 1 акция, что должно принести в российскую казну не менее 24 млрд рублей. Недавно Министерство экономического развития назначило "ВТБ Капитал" инвестиционным консультантом для продажи государственного пакета акций. В то же время банк выступил одним из организаторов сделки по продаже евробондов "Совкомфлота". Инвесторам проданы семилетние бумаги на общую сумму $750 млн. Компания планирует направить средства на выкуп еврооблигаций с погашением в 2017 году, а также на погашение другой задолженности. По итогам первого квартала "Совкомфлот" показал рост чистой прибыли на 9,2%, до $103,1 млн (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Для сравнения: 2015 год компания закончила с рекордным показателем, заработав $354,5 млн, что в четыре раза больше показателя 2014 года. В "Совкомфлоте" полагают, что планируемая приватизация может негативно сказаться на ликвидности долговых бумаг госкомпании и их ценах.
Состав флота компании сегодня насчитывает 140 судов общим дедвейтом 12,3 млн тонн, в том числе нефтеналивные танкеры, продуктовозы и челночные танкеры, газовозы, специализированные суда (буксиры, суда снабжения, исследовательские суда), сухогрузы. В судостроительной программе восемь судов дедвейтом более 200 тыс. тонн — один арктический газовоз, четыре ледокольных судна снабжения для морских добывающих платформ, три арктических челночных танкера. Компания укрепляет свои позиции в сегментах перевозки сжиженного природного газа и обслуживания шельфовой нефтегазодобычи. В первом квартале помимо газовоза Christophe de Margerie для проекта "Ямал СПГ" на воду был спущен и новый нефтяной танкер "Совкомфлота", который будет работать в рамках долгосрочного соглашения по транспортировке нефти в рамках еще одного арктического проекта "Новый порт" компании "Газпром нефть".